По курсу ЦБ РФ $65.6ք €72.62ք
По курсу АО "Россельхозбанк" Продажа $66.60 €73.65 | Покупка $65.45 €72.45

Курская филармония. Возрождение к 70-летию

16.08.2006, 00.00 -
В виртуальном мире возможно все. Если позволить своему воображению трансформировать время, можно собрать вместе тех, кто создавал историю музыкальной культуры Курского края. Представьте: Сергей Рахманинов и Александр Зилоти могли бы встретиться с Леонидом Винцкевичем и Виктором Хмелевским, Зара Долуханова и Надежда Казанцева с Надеждой Пикуль и Ириной Стародубцевой, Надежда Плевицкая и Анастасия Вяльцева с Зинаидой Антоновой и Ольгой Чекадановой, Кирилл Кондрашин с Сергеем Проскуриным и Игорем Сукачёвым, Александр Юрлов с Евгением Легостаевым… Могли бы не только встретиться, но и обсудить проблемы концертного дела XXI века. Вполне возможно, что «хорошо забытое старое» могло бы дать мощный импульс новому, яркому и неординарному.

По истине, этот список можно продолжать до бесконечности, тем более что за каждым именем история культуры. В этой связи не лишне вспомнить, что предтечей большого филармонического бума первой половины ХХ века в России была деятельность Русского музыкального общества, Русского филармонического общества, Бесплатной музыкальной школы, Русских симфонических концертов и различных антреприз.

Есть чем гордиться

В Курской губернии вторая половина XIX и почти весь ХХ век (исключение – последнее его десятилетие) были отмечены интенсивной концертной жизнью. Любительские творческие коллективы, артисты, театры, музыкальные классы, основанные в 1843 году Матвеем Гердличко, активное обучение музыке и участие в концертах оркестра народных инструментов талантливого юноши из Фатежа Юры Свиридова. Первые публичные выступления юного скрипача – виртуоза Михаила Эрденко, проникающие в душу мелодии песен начинающего композитора Матвея Блантера – студентов Курского музыкального техникума. Незабываемые концерты легенды русской сцены Надежды Плевицкой…

Предвоенные и послевоенные годы Курская филармония, наряду с созданием собственных коллективов, активно включилась в гастрольно-концертную работу. В Курске выступали триумфаторы мировых сцен – Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Дмитрий Башкиров, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Леонид Коган… Работали гастрольные планы Союзконцерта, Госконцерта, Росконцерта. Интенсивность концертной работы давала возможность людям на всей территории необъятной страны приобщаться к миру прекрасного. Она была частью идеологии государства.

Кризис гастрольной деятельности начался чуть раньше перестройки - в 80-е годы. А уже к 1997 году (пик спада) по всей стране было потеряно 70% публики. На протяжении 90-х годов концертное дело стало уходить из внимания Министерства культуры России. Исчез Республиканский концертный план. По мере того, как модернизировался библиотечный и музейный менеджмент, организационная и правовая база театрального дела, концертное – уходило из поля зрения. Стали возникать сложности с финансированием концертных организаций в силу изменения их названий. Часть субъектов Федерации отказалась от филармоний: их нет в Калмыкии, Республике Саха, во всех северных автономных округах, Ленинградской области. Так, как и в некоторых других регионах России, функции филармонии выполняют иные концертные организации: в Иваново – гастрольно-концертный Центр, в Костроме – Государственный творческий Центр, в Челябинске и Рязани гастрольно-концертные объединения и т.п.

К концу 90-х годов стало расти число муниципальных структур – симфонические, духовые, камерные оркестры, хоры, даже муниципальные филармонии. Все это создало сумятицу в едином концертном пространстве, где, зачастую, более «пробивным» удавалось вытеснить более талантливых.

По данным мониторинга Министерства культуры большинство областных филармоний из центров преимущественно академического концертного исполнительства стали превращаться в организации с выраженной просветительской деятельностью. А вот муниципальные коллективы, в основном, занимались исполнительской деятельностью.

В силу статьи 10, Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 2.12.1992 г. №3612-1 профессиональный и непрофессиональный творческие работники получили полное равноправие и свободу.


На рынок культурных благ, условий и услуг, кроме переживающих кризис профи, вышли любительские коллективы и исполнители, предоставлявшие результаты своего труда (зачастую, более низкого качества и уровня мастерства) за вполне определенную цену.

В конце 90-х годов профессиональные концертные организации активизировали свою работу, самостоятельно организовывая обменные гастроли собственных коллективов. В четверке наиболее деятельных в этом направлении следом за Московской, Челябинской, Кировской находилась Курская филармония.

Пути выхода из кризиса

С 1999 года повсеместно растет интерес публики к филармоническим концертам, создаются новые творческие коллективы. Традиционно наивысшую посещаемость демонстрируют концерты танцевальных ансамблей, ансамблей песни и танца. Это послужило одной из причин создания и на базе Курской филармонии ансамбля танца, наряду с желанием разнообразить и «оживить» ее концертную афишу. Есть надежда, что этот перспективный коллектив вскоре даст заметное улучшение показателей по всем параметрам.

Наличие Большого и Малого концертного залов, 2-х концертных фойе с замечательной акустикой является большим преимуществом Курской филармонии. И, учитывая тот факт, что доля бюджетного финансирования, составлявшая в 1999 году 43,3%, с 2000 года неуклонно растет, можно ожидать видимых творческих прорывов. Если ранее дефицит бюджета сковывал творчество, то сегодня такой проблемы нет, так как рост объема бюджетных ассигнований, обусловленный рядом субъективных и ситуативных факторов, позволяет активно набирать обороты, наверстывая упущенное.

За последнее десятилетие спад гастрольной работы по всей России компенсируется увеличением числа фестивалей, конкурсов, включая международные. Администрация Курской области также активно работает в этом направлении, поддерживая добрые начинания курских инициаторов.

Так, воплотились в жизнь такие блестящие проекты, как Международный фестиваль «Джазовая провинция» (автор проекта и организатор Леонид Винцкевич), Международный конкурс вокалистов им. Георгия Свиридова (автор проекта Леонид Марченко), Международный конкурс-фестиваль памяти Н.В. Плевицкой.

Новое звучание «забытого старого»

Сегодня филармония находится в поиске новых форм работы. И в связи с этим хочется вспомнить «хорошо забытое старое». Концерты за столиками, эдакое ноу-хау провинциальных филармоний, ничто в сравнении с работой по привлечению публики в прошлые века. В те времена было принято «смешение» стилей, жанров только ради комфортного состояния аудитории. Устроители публичных концертов стремились быть полезными для всех, а не «услаждать» немногих. Наверное, поэтому в концертной практике прошлых веков отсутствовали так называемые «сольные концерты». Никакой артист, даже самый известный и любимый публикой, не считал себя вправе одному занимать внимание аудитории (редчайшим исключением были Ференц Лист и Сергей Рахманинов).

В концертной афише самым крупным шрифтом набиралась фамилия главного исполнителя, остальные, согласившиеся украсить своим выступлением концерт, более мелко. Зависимость от условий концертной антрепризы сплачивала артистов узами творческого братства.

Концерты-монографии, авторские концерты как жанры существовали давно, но давались в исключительных случаях – как юбилейные или в память о композиторе, ушедшем в мир иной. Камерные концерты не собирали большие залы, поэтому давались днем, для узкого круга слушателей.

Принципом составления концертных программ блистательно владел Александр Зилоти, двоюродный брат Сергея Рахманинова. Этот принцип актуален и сегодня, достаточно заглянуть в книгу Александра Зилоти «Воспоминания и письма» (стр. 183-184). А ведь он один (!) справлялся с тем, что сегодня выполняют разные службы филармонии: администратор, художественный руководитель, редактор, бухгалтерия и т.д.

Именно Зилоти считал, публика предпочитает смешанные программы. Нельзя не отметить, что в конце 90-х годов в Курской филармонии именно такие большие сборные концерты были наиболее яркими и событийными как для публики, так и для артистов.

Думается, что сегодня, работая «на стыке» жанров, можно создать интереснейшие и уникальные по художественному звучанию номера и целые программы. Почему бы не вспомнить забытый жанр декламации в сопровождении музыки или в чередовании с нею? Как хороши были бы «Стихотворения в прозе» Тургенева в сочетании, к примеру, с инструментальной музыкой Аренского. Особая музыкальность чтеца и интонационная выразительность оркестра так прекрасно дополнили бы друг друга!

В юбилейный год Курская филармония располагает большими творческими и административными ресурсами для совершенствования свой работы и стремительного движения к новым рубежам. Ведь в культурной индустрии главное – творчество. Так пусть оно будет во всем.

Важно и интересно

закрыть