Владимир Легойда: Церковь меняет людей, а люди меняют мир

03.04.2015, 13.52 -

Взаимодействие Русской Православной Церкви с прессой, православные активисты, вопросы нравственности, закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих — такие темы поднимались председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимиром Легойда во время его визита в Курск.

Он прибыл в наш город по приглашению ректора Курской духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского). В рамках визита Владимир Романович встретился со студентами КГУ, с митрополитом Курским и Рыльским Германом, побывал в Курской духовной семинарии и провел брифинг с журналистами, в ходе которого презентовал книгу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность».

Опасности трактовки прав человека

Впервые книга была издана в 2008 году на русском языке. Сейчас она переведена на 30 разных языков. Также она была переведена на китайский язык в канун визита Патриарха Кирилла в Китай. И этот визит по праву можно назвать беспрецедентным, так как впервые эту страну посещал лидер крупной религиозной организации, не имеющей отношение к Китаю. И не просто посещал, а встречался с главой государства Си Цзиньпином. Вместо отведенных 20 минут беседа продолжалась около часа и действительно была интересной и оживленной, рассказывает Владимир Легойда.

По давней традиции у китайцев нельзя во время встречи передавать никакие подарки, их надо передавать только через службу протокола. Но книгу святейший Патриарх хотел вручить лично и спрятал ее в рукава рясы. В ходе встречи он достал книгу и протянул Си Цзиньпину, пояснив, что она посвящена важнейшим темам. Китайский лидер взял книгу и положил на нее руку, не давая службе протокола ее забрать. Как позже стало известно, он действительно ее прочитал и даже была обратная связь с Патриархом по этому поводу.

Полное название книги - «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Название дает отсылку к важному документу, который представляет основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека.

Это сборник выступлений Патриарха на различных международных конференциях, начиная с 80-х годов. Почти в каждой статье проблематика прав человека переосмысливается с христианских позиций. В частности, красной нитью проходит тема защиты прав человека, в частности, групп различных меньшинств, которая в итоге может поменять фундаментальные устои европейского общества и культуры.

- Несколько десятилетий назад представители Русской православной церкви говорили, что не за горами легализация однополых браков. Никто не верил. Убеждали нас, что демократия не про это, права человека не про это. Однако мы видим, что в ряде европейских стран не только подобное легализовано, но и представители некоторых религиозных конфессий признают такие браки. Хотя в рамках христианского сознания этого никак признать нельзя. Сейчас церковь продолжает говорить о том, что есть опасности в рамках того, как трактуется проблематика прав человека, и что это может вылиться в легализацию эвтаназии, педофилии. И опять же нас уверяют, что такое невозможно, - с горечью говорит Владимир Романович.

Что делает Церковь?

Шесть лет назад, став председателем Синодального информационного отдела, Владимир Легойда выявил тенденцию.

- По большому счету, при взаимодействии со СМИ приходится отвечать на один вопрос — что делает Церковь? А прежде, чем ответить на него, надо сначала объяснить, что такое Церковь. Часто Патриарх совершает визиты в другие города, соседние страны. И журналисты в ответ на мои объяснения, что он едет, чтобы встретиться с паствой, помолиться у святынь, говорят, что все это понятно, а на самом деле - зачем? То есть они подразумевают, что молитва — это некий антураж, а на самом деле он будет с кем-то встречаться, решать вопросы. Важно понять, что Церковь в своем служении занимается людьми. Могу даже вам предложить такую формулу: Церковь меняет людей, а люди меняют мир. Поэтому когда вы задаетесь вопросом, как Церковь меняет мир, и упускаете первое звено, то не поймете, как это происходит.

В качестве яркого примера Владимир Романович рассказал такой случай. После наводнения на Дальнем Востоке на призыв о помощи пострадавшим откликнулось очень много организаций и людей. Больше всего средств было собрано в ходе телемарафона, проведенного Первым каналом. И начались вопросы, а какой вклад Церкви? Ведь если взять конкретные цифры, то видно, что Церковь значительно проигрывает по сумме собранных средств. На первый взгляд, вот эти конкретные цифры и являются результатом, но упускается главное.

- Кто были те люди, которые давали деньги в ответ на призыв Первого канала? Ведь в основе своей — это православные. И среди политиков, сделавших большие пожертвования, тоже есть верующие. Так что вклад Церкви куда более весомый, чем это можно понять только по цифрам.

Самая главная черта Церкви — общение священника с прихожанами. Потому что люди выходят из храма с измененной душой. А когда душа меняется, они уже не могут обижать, брать взятки, грубить. Ну или стараются этого не делать. Зато они откликаются на чужую беду. Вот что делает Церковь, и это невозможно посчитать никакими социологическими опросами.

Альтернатива "православным активистам"

Коснулся Владимир Романович и ситуации, произошедшей в Новосибирске. Напомним, что в январе этого года в прокуратуру Новосибирской области поступило обращение от митрополита Тихона, в котором он обратил внимание на антиклерикальный характер спектакля «Тангейзер» в местном театре. Зрителям на первых постановках демонстрировался плакат, на котором фигура Христа изображена между женских ног. Против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича было возбуждено административное дело. Позже Мездрича отстранили от работы.

В свою очередь таким развитием событий возмутилась театральная общественность - многие деятели культуры выступили против преследования спектакля, а рядовые граждане начали собирать подписи с требованием прекратить судебное разбирательство. Митинги «против церковного радикализма» сменялись митингами православных активистов. 

- Многие обвиняли Церковь в том, что она вмешалась в светскую жизнь и еще привлекла правоохранительные органы. Но по-другому нельзя было поступить, - пояснил Владимир Романович.

Верующие обратились к Митрополиту по поводу спектакля. Он в свою очередь, чтобы не принимать решения, связанного с тем, по поводу чего существуют статьи в уголовном и административном кодексе, обратился в прокуратуру, то есть в компетентные органы. Этот путь — альтернатива псевдоправославным активистам, которые, как мы знаем, могут использовать совершенно радикальные методы. Нельзя исключать возможности того, что в противном случае были бы срывы спектаклей, драки, избиения.

- На мой взгляд, это самый либеральный, цивилизованный способ решения конфликта. Хорошо бы, чтобы стороны договорились обо всем в досудебном порядке, но со стороны театра никакого отклика не было, только заверения, что они никого не хотели обидеть. Но представьте, что я режиссер, который никого не хотел обижать. Но после спектакля ко мне приходит 500 человек и говорят, что их обидели. Что должен сделать культурный человек? Публично извиниться, так как публично обидел, и убрать причину обиды. Ничего этого сделано не было и в итоге получилось то, что получилось.

Владимир Романович обратил внимание на то, что свое взаимоотношение с обществом Церковь строит на основе фундаментального документа «Основы социальной концепции РПЦ», в котором есть пункт о гражданском неповиновении. То есть, если государство или общество принуждает верующих людей к тому, что противоречит их христианской совести, они имеют право на мирный протест. Это как раз и происходило в Новосибирске.

Обвинения в том, что Церковь вмешивается в светскую жизнь при поддержке правоохранительных органов, совершенно беспочвенны. К слову, административная ответственность за оскорбление чувств верующих была давно, а вот уголовную ввели несколько лет назад, и Церковь заинтересована прежде всего в том, чтобы по этой статье не было никаких приговоров. Если вернуться к ситуации с печально известной группой «Pussy Riot», то надо вспомнить, что Церковь сразу вышла из правового диалога. Священнослужителям было важнее узнать другое — считает ли наше общество допустимым подобные вещи?

- Я почему-то считал, что после того, что наш народ пережил в 20-м веке, такого случиться не могло. Люди не могли прийти в храм и сделать то, что они сделали, и еще объяснять это какими-то художественными акциями, политическими протестами. Протестуйте сколько хотите, зачем приходить с этим в храм?

Надо начать с себя

30 лет как идет возрождение Русской Православной Церкви, повсюду строятся тысячи храмов, а вот нравственность сейчас хуже, чем в атеистическом СССР. С такими обвинениями каждый день сталкиваются не только священнослужители, но и простые православные. Владимир Легойда дал очень образный ответ.

- Представьте себе губку, насквозь пропитанную многолетней грязью. Внешне выглядит чистой, но если человек сжимает ее, течет грязь. Все говорят: посмотрите, что он сделал с нашей губкой, она стала грязной. А она не стала грязной, она была такой. Вот Патриарх Кирилл как раз сжал эту губку.

В 2007 году институтом проектирования было проведено массовое исследование «Вся Россия», в ходе которого было взято 15 тысяч интервью. В результате этого исследования была показана прямая зависимость между количеством храмов и верующих людей. Так что строительство и реконструкция храмов, происходящие сейчас повсеместно, рано или поздно должны дать свои плоды. Но опять же, даже очень верующий человек посещает храм максимум два раза в неделю. А если верить социологическим исследованиям, среднестатистический россиянин смотрит телевизор около четырех часов в день. Мир врывается в душу человека куда жестче, чем Церковь, поэтому надеяться на скоротечный результат по улучшению вопросов нравственности не стоит. И к тому же, прежде всего, нужно начать с самого себя.

Напоследок Владимир Легойда прокомментировал ситуацию с Украиной, однозначно назвав происходящее там «убийством православными трагедией». С первых дней Церковь заняла единственно правильную позицию — миротворческую. «Святейший Патриарх не раз говорил о том, что задача власти в том, чтобы гармонизировать разные политические течения. Гармонизировать, а не устраивать военные действия», - подчеркнул Владимир Легойда.

- Украинский священник, побывавший на Донбассе, рассказывал, как к нему подходили за благословением ополченцы с оружием в руках. На украинском блокпосту подходили солдаты Нацгвардии и тоже просили благословения. И вот что делать этому священнику? И там его паства, и там его паства. Он может только одно — пытаться их как-то примирить. 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть