«Где куклы так похожи на людей...»: Курский театр кукол вернулся с победой из Самары

16.05.2014, 12.53 -

C 24 по 30 апреля в Самаре проходил II Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны». На церемонии закрытия жюри под председательством известного театрального критика Натальи Старосельской огласило победителей. В их числе оказался и Курский государственный театр кукол с постановкой для взрослых «Повелитель мух» по одноименному роману Уильяма Голдинга. Причем домой, в Курск, наш театр привез сразу две награды. За лучшую режиссерскую работу был отмечен Валерий Бугаев, заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Курского театра кукол. Еще одна награда — диплом за исполнение роли Хрюши в спектакле «Повелитель мух» — была присуждена заслуженной артистке РФ, актрисе (кукловоду) Курского государственного театра кукол Наталии Бугаевой. Вернувшись с фестиваля, Наталия Альбертовна в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА KURSKCiTY рассказала о своем творческом пути, о своих сыгранных и несыгранных ролях, а также о том, как приходится «приручать» кукол: разных, непохожих друг на друга, но в то же время таких интересных и по-своему любимых...

Всё абсолютно случайно...

В мир театра Наталия Бугаева, по ее же собственному признанию, пришла совершенно случайно. В детстве будущая актриса отдавала предпочтение спорту и ни о каком театре даже не помышляла. «В школе я не участвовала в самодеятельности, зато моя подружка именно этим и занималась. Однажды был объявлен конкурс на участие в детском телевизионном театре, и подруга уговорила меня вместе с ней поучаствовать в нем, - рассказывает Наталия Альбертовна. - В общем, мы пошли с ней, и в итоге я прошла, а она нет».

Вот так и началась театральная жизнь будущей заслуженной артистки России. Два года съемок в детских телевизионных спектаклях, после чего, по словам Наталии Бугаевой, она «заболела театром». Когда пришло время выбирать профессию, сомнений уже не было никаких — юная Наталия поступила в Днепропетровское театральное училище. «Мне очень хотелось попасть на драматическое отделение, но тогда набора туда не было. Был выбор — куклы или режиссура. Я решила, ну какие мне куклы, и выбрала режиссерское отделение», - вспоминает актриса.

А далее Днепропетровский театр кукол, где Наталия Бугаева прослужила 19 лет. Впрочем, и там не обошлось без случайностей. Наталии после окончания училища непременно хотелось попасть в местный ТЮЗ — театр славился своей сильной труппой, не менее сильным режиссером. Наталии Альбертовне обещали место в театре юного зрителя, но только немного погодя. «Режиссер мне тогда сказал, как только уйдет в декрет одна из актрис, меня обязательно возьмут. Чтобы, как говорится, «пересидеть», я пошла «в куклы», - делится наша собеседница. - А потом случилось так, что этот режиссер перебрался в Киев, да и я сама ушла в декрет. Уже после в наш театр кукол приехал Валерий Бугаев, стало интересно. Так что все абсолютно случайно».

О любимых ролях

В Курском государственном театре кукол Наталия Бугаева с 1995 года. Она является актрисой очень широкого творческого диапазона. В репертуаре Наталии Альбертовны самые разноплановые роли: это и Маленький принц, и Черепаха Тортилла, и Дюймовочка, и Хрюша в «Повелителе мух», и роль Мамы в «Щелкунчике»... Хотя сама актриса признается, что ей больше по душе роли характерные, а чаще всего Наталии Бугаевой отводились роли лирических героинь. «Мне даже больше нравится играть мальчиков, чем девочек», - признается актриса.

Одним из таких «любимых мальчиков» для заслуженной артистки стал Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. «Это мой самый любимый персонаж. А любимый он потому, что там не нужно ничего играть - говоришь то, что чувствуешь, и все. Ведь Принц говорит не какие-то вещи конкретно о себе, а говорит он о любви, о чувствах, о преданности, об отношении к жизни — то есть об абсолютно взрослых, вечных вещах», - рассказывает Наталия Альбертовна.

Надо сказать, актриса всегда мечтала сыграть эту роль. Впрочем, есть и еще один герой, а точнее героиня-мечта актрисы - это Ассоль из романа Александра Грина «Алые паруса». Только, как признается Наталия Бугаева, это роль-мечта так и осталась в ее молодости — сейчас играть романтическую героиню актрисе уже не хочется. «Уже неинтересно, - поясняет наша собеседница. - Если брать того же Маленького принца и Ассоль, то это фигуры, скажем так, разной весовой категории. Маленький принц намного глубже».

Куклу нужно «приручить» и добавить свою энергетику

Отличительной чертой всех персонажей Наталии Бугаевой является подробная и тщательная проработка характеров, когда кукла перестает быть куклой, а становится живым человеком с неповторимой индивидуальностью и судьбой. И к каждой кукле нужно особое отношение, говорит актриса.

«Каждая кукла требует специфического голосового подхода, пластического выражения. В куклу вкладывается актерская душа, тогда она начинает чего-то нести», - поясняет заслуженная артистка РФ. Причем, по ее словам, при помощи кукол можно сыграть все что угодно — символика и аллегоричность в куклах очень ярки. То, что не сыграет актер живьем, за него доиграет кукла и наоборот.

Однако для того, чтобы «приручить» куклу, требуется определенное время, и в этом плане сложными являются самые первые репетиции. «Трудно сказать первую фразу, заговорить куклой, найти нужную пластику, голосовую характерность, а потом уже становится легче, начинается органика», - говорит Наталия Бугаева.

И все же, уверена актриса, для того чтобы привлечь зрителя, а тем более такого требовательного зрителя, как ребенок, мало научиться «говорить» куклой и виртуозно владеть ею. Есть еще такая важная вещь, как энергетика актера. «Если нет энергетического посыла в зал, то зритель будет шуметь и не будет слушать, это если говорить о детях. Взрослые, если это, конечно, воспитанные зрители, будут молча сидеть, даже если им скучно и неинтересно. Детская зрительская аудитория намного сложнее, - рассуждает Наталия Альбертовна. - Нужно быть искренним. И добрым. Маленький зритель всегда чувствует фальшь, и если человек злой по натуре, то, как бы он ни старался, это все равно будет ощущаться. Отрицательное обаяние является не только внешним. Оно и внутреннее, и голосовое. Это незаметные струны, но они есть на уровне ощущения».

И вновь случайность и не только...

О своей награде на II Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» Наталия Бугаева говорит довольно-таки скромно. Хотя стоит отметить, что спектакли, которые были показаны на этом фестивале, проходили весьма тщательный отбор. «Повелитель мух» был рекомендован видным российским литературным и театральным критиком Натальей Старосельской, которая в начале 2014 года побывала с рабочим визитом в столице соловьиного края.

В Курске Наталья Старосельская посмотрела восемь спектаклей: три в театре кукол и пять - в драматическом. Спектаклю «Повелитель мух» критик тогда дала весьма высокую оценку. «Для моего поколения это был культовый роман. И сегодня это очень живая и необходимая тема. Этот спектакль нужно возить, чтобы его видели. Очень удачная, на мой взгляд, инсценировка. К тому же в нем замечательные куклы», - отметила Наталья Старосельская во время своего январского визита в Курск.

И спектакль повезли. Причем приглашение принять участие в фестивале для Курского театра кукол стало весьма неожиданным. Здесь вновь не обошлось без случая, счастливого для Курского театра кукол. «Когда Наталья Давидовна Старосельская была в Курске, она с сожалением отметила, что график показа спектаклей на фестивале в Самаре уже утвержден, и мы уже не можем принять в нем участие, - рассказала нам заведующая литературной частью театра кукол Мария Кузьмина. - А потом нам позвонили и сообщили, что один из заявленных спектаклей по определенным причинам не будет показан. Освободившееся место предложили занять нашему театру, и мы с удовольствием согласились».

И, как оказалось, не зря — две награды на престижном российском театральном конкурсе. Это настоящая победа, которую здесь никак не назовешь случайностью. Спектакль по роману Уильяма Голдинга «Повелитель мух» на сцене театра кукол — это необычное и захватывающее действо, удивляющее разнообразными и необычными визуальными эффектами, это попытка серьезного разговора с современным зрителем на языке современных выразительных средств.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть