Взгляд эксперта: нацпроект «Образование» в Курской области

- 04.10.2006, 00.00 - Евгения Когай, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии и политологии КГУ, вице-президент Интеллект-клуба Курской области
Проектирование – это универсальный и автономный вид деятельности, ориентированный на создание некоторых объектов с заданными функциональными, технологическими, экономическими и экологическими свойствами. Оно включает разработку некоторого проекта (программы), его обоснование и оценку, наконец, реализацию данного проекта, нацеленного на решение определенной задачи, проблемы. Важной чертой проектирования является его ориентированность на практическую реализацию. Вместе с тем, проектирование, будучи изначально экологически сообразной деятельностью, нацеливает не на растрату имеющихся ресурсов – природных и людских, а на развитие и упрочение ресурсного потенциала, на создание условий для повышения жизнеспособности общества и среды его жизни.

Немаловажен вопрос об изначальных условиях и контекстах осуществления плодотворного проектирования. В данном плане представляется целесообразным выделение глобального и регионального уровней. Для нас важен именно на уровень региональный, ведь эффективная реализация проектной политики предполагает соотнесение параметров разрабатываемых проектов с повседневными формами воспроизводства жизни населения. Соответственно социальное проектирование выступает эффективным инструментарием как раз в разработке программ развития региональных (поселенческих) структур. Практическая реализация проектов в качестве необходимого условия предполагает осуществление постоянного диалога представителей власти, бизнеса, науки, проявления общественных инициатив со стороны институтов гражданского общества.

Для осуществления проектирования следует четко определить место региона в его реализации, раскрыть его ресурсные возможности и комплексные проблемы. Требуется уточнение условий и предпосылок – интеллектуальных, социальных, культурных, организационных и др. – для проведения контролируемой модернизации. В этом плане эффективным направлением исследования становится социология оперативного реагирования, позволяющая воедино увязывать многочисленные параметры, характеризующие динамику социокультурных процессов, а также проявлять обратную связь между проектами и программами, осуществляемыми в регионах, с реальной реализацией и ее восприятием населением региона.

Выделим среди регионов России Курскую область. Известно, что ряд социально значимых объектов Курской области в последние годы включен в различные федеральные программы и финансируется за счет федерального бюджета. В частности, в российскую Федеральную адресную инвестиционную программу на 2006 год включено 16 региональных объектов на сумму 258 миллионов рублей. Одним из приоритетных национальных инвестиционных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, является проект «Образование». В задачи его осуществления входит стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, материальная поддержка и поощрение лучших педагогов, повышение эффективности воспитательной работы в школьных учреждениях, информационное обеспечение образовательного процесса и государственная поддержка талантливой молодежи.

Обратимся к данным статистических материалов, чтобы проявить общие тенденции развития образования в Курской области за последние годы в целом. В области на настоящий день функционирует 875 государственных и муниципальных образовательных учреждений. Высшую школу представляют четыре государственных вуза и ряд филиалов государственных вузов, а также около двадцати негосударственных высших учебных заведений. Рост численности вузов в Курской области за последние годы превышает средние показатели по России. В целом довольно высокий уровень образования, получаемый в области, выступает эффективным культурным интегратором населения региона. Почти 30 % студентов области обучается в негосударственных вузах, что является достаточно высоким показателем по стране. Ежегодно открывается значительное количество новых специальностей. В ряде вузов обучение производится по системам «специалитета», «бакалавриата» и «магистратуры». О результатах перехода на двухступенчатую систему образования в регионе говорить пока преждевременно. Правда, уже сегодня высказываются небезосновательные опасения о будущей невостребованности выпускников бакалавриата, если они окажутся лишенными возможности продолжить обучение в магистратуре.

Сегодня в Курской области наблюдается значительное увеличение численности студентов негосударственных высших заведений, которое происходит на фоне снижения численности выпускников школ. Неудивительно, что количественный рост сети филиалов вузов, негосударственных образовательных учреждений и рост численности самих студентов сопровождается снижением качества образования. Сегодня мы переживаем тот момент, когда количество выпускников школ приближается к количеству мест в высших учебных заведениях – бюджетных и внебюджетных. Соответственно, следует поднимать вопрос о более качественной подготовке учеников в школах. Национальный проект «Образование», который получает реализацию в Курской области, как раз нацелен на значительное повышение качества школьного образования. Поставим в связи с этим два вопроса: Как осуществляется проект в нашей области? Как может реализовываться взаимодействие образовательных учреждений, администрации, общественных организаций и бизнеса в осуществлении данного проекта?

Ключевыми направлениями реализации проекта признаны три – «Внедрение современных образовательных технологий», «Поддержка и развитие лучших образцов образования», «Повышение воспитательной работы в школах». Остановимся на данных направлениях.

Уровень информатизации школ Курской области является невысоким. По данным статистики, в районных центрах региона на один компьютер приходится 205 учащихся, а в среднем по области – 64 человека. Выход в Интернет способны осуществлять лишь 4 % школьных образовательных учреждений. Специально аппаратурой (принтерами, сканерами, мультимедиапроекторами и ксероксами) обладает также довольно низкий процент школ. Исходя из данной ситуации, сегодня разрабатывается областная программа «Информатизация системы образования области (2006-2008 гг.). Совместно с Федеральным агентством по образованию начата работа по реализации проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы». Уже в текущем учебном году 33 школы области обзаведутся современным компьютерным оборудованием и выходом в Интернет. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений является необходимой технологической основой в создании конкурентоспособной образовательной среды.

Поддержка и развитие лучших образцов образования в Курской области предусматривает в текущем учебном году грантовую поддержку 89 педагогов-новаторов области и 27 школ (10 городских и 17 сельских). Среди школ, получивших финансовую поддержку в рамках развития инновационных программ, на первый план вышли именно те школы, которые проводят серьезную подготовку учащихся к самореализации – творческой и профессиональной. Это лицеи, гимназии, школы-вузы. Вдобавок к грантам федерального уровня школы-победители по решению администрации области получат дополнительную материальную поддержку из областного фонда – для осуществления модернизации учебного процесса, обеспечения его новейшими информационными технологиями.

Направление «Повышение уровня воспитательной работы в школах» предусматривает материальную поддержку классных руководителей, которые выполняют обязанности по организации внеурочной работы с учениками. Как выявляется в ходе реализации данного направления проекта, ряд его положений требует серьезной доработки, чтобы не упустить оказания материальной поддержки педагогов, осуществляющих работу со значительным контингентом учащихся, оказавшихся за рамками прописанного в проекте.

В ходе реализации проекта «Образование» в Курской области идет подготовка к введению профильного обучения в школах. В области более 80 % школ являются сельскими, поэтому данный шаг необходим. Значительный процент школ имеет наполняемость не более 20, 10 и даже 4 человек. Около ста школ области – начальные, где обучается менее 10 человек. Соответственно планируется в рамках реализации концепции целенаправленного профильного обучения создание опорных школ и доставка в них учащихся школьными автобусами. Следует отметить, по вопросу реализации программы «Школьный автобус» на настоящий момент возникает множество опасений и вопросов, которые еще ждут своего решения. Так, объединение школ неизбежно повлечет за собой закрытие некоторых из них. Уже сегодня сельские жители обеспокоены: «Не будет школы, село исчезнет». Ведь в сельской местности школа стала фактически центром культурной жизни села.

Реализация национального проекта «Образование» в Курской области в рамках направления «Поддержка и развитие лучших образцов образования» нацелена на повышение инновационного потенциала школьной образовательной системы. Следует признать, что это одновременно и «подарок», и проблема. Полагаю, сегодня необходима максимальная координация усилий руководства школ с администрацией области (прежде всего, комитетом образования), с научными кадрами высшей школы, с представителями бизнеса для действительно эффективного использования материальных ресурсов, предоставляемых передовым школам области. Усиление инновационного образовательного потенциала школьных учреждений требует разработки концепций, учебных планов и программ, позволяющих на фоне улучшения условий получения образования сделать его действительно инновационным, эффективным, создать конкурентоспособную образовательную среду – ту среду, которая окажется способной привести к качественным изменениям всей региональной системы образования.



Материал подготовлен в рамках проекта «Социокультурный портрет региона: Курская область», реализуемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 06-03-72301а/Ц).
KURSKCiTY.RU в Telegram
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter