По курсу ЦБ РФ $73.52ք €88.88ք
По курсу АО "Россельхозбанк" Продажа $75.15 €91.15 | Покупка $72.95 €88.35

Как зарождался и со временем потерял актуальность курский трамвай

19.01.2021, 12.13
Как зарождался и со временем потерял актуальность курский трамвай
Фото: ok.ru

В Курске на минувшей неделе вновь поднимался вопрос, связанный с судьбой городского трамвая.

По итогам совещания администрации с общественниками выяснилось, что с каждым годом проблем с трамваем в Курске накапливается всё больше, растут долги, изнашиваются вагоны, пути. Денег в бюджете для восстановления и поддержания самого старого вида транспорта соловьиного края нет. По факту трамвай в Курске становится нерентабельным и убыточным для областного центра. Представители общественности в свою очередь категорически против ликвидации городской трамвайной сети. В социальных сетях развилось бурное обсуждение данной проблемы.

Давайте взглянем на историю Курского трамвая и посмотрим на опыт других городов, стран.

Итак, 18 апреля по старому стилю 1898 года в Курске впервые в России наряду в Нижним Новгородом был запущен городской электротранспорт. Событие было знаковым, в город приехали представители прессы не только из столицы, но и из европейских государств. Представьте масштаб, если бы сейчас в Курске запустили аэротакси. Такой же фурор творился и в конце 19-го века. Первая трамвайная линия проходила от Херсонских шпилей - сейчас это перекрёсток улиц 50 лет октября и Дзержинского - до Московской площади.

Помимо современного и удобного транспорта (в то время), курский трамвай ускорил электрификацию города. Начиная с осени 1900 года, электроэнергия стала поступать для освещения первых 37 дуговых фонарей и ряда государственных организаций, а также частных квартир, расположенных по улицам Московская и Херсонская. После чего в 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» заключило договор с городской думой на строительство первой в областном центре электростанции на берегу реки Тускарь.

Трамвай приобрёл большую популярность среди жителей города, и уже в 1913 году в депо насчитывалось 18 бельгийских вагонов. Далее случилась революция, и городская инфраструктура была практически полстью разрушена. Но уже в 1924 году, всего через 2 года после окончания гражданской войны, в Курске вновь пошел по маршруту трамвай. Начиная с 30-х годов прошлого века началось быстрое развитие электротранспорта в городе. Так в 1930 году было построено северное депо, государство выделило деньги на закупку новых трамваев, уже через 5 лет открыли очень важную для Курска ветку в сторону ж/д вокзала.

К 1940 году трамвайная сеть была очень развитой. Великая отечественная война вновь остановила курский электротранспорт, хотя вагоны успешно использовались защитниками города в виде баррикад и укрытий.

Сразу после освобождения Курска власти города в ускоренном режиме начали восстанавливать трамвайную сеть, и уже 19 сентября 1943 года возобновилось движение вагонов. Закончилась война, люди стали возвращаться к мирной жизни, и трамвай стал, как и раньше, основным видом городского транспорта. Уже к 1957 году на маршрут выходило от 55 до 65 вагонов, а за год они перевозили порядка 43 миллионов человек. Знаковым событием для курского трамвая стал 1973 год, когда убрали ветку по ул. Ленина. Горожане были недовольны, автобусы не справлялись с пассажиропотоком. Но при этом трамвайная сеть в Курске продолжала развиваться, прокладывались новые ветки, закупались вагоны.

Началом агонии можно считать 2004 год, когда было принято решение разобрать старейшую ветку по ул. Дзержинского. Мало кто знает, что в планах администрации губернатора области Александра Руцкого было перенести эту ветку на улицу Бойцов 9-й дивизии до ул. Аэродромной, но этому не суждено было свершиться. Городские власти по возможности продолжают поддерживать и модернизировать трамвайную инфраструктуру, так в 2012 году в Чехии было закуплено 10 восстановленных вагонов. По сей день они благополучно обслуживают курян. В 2018 году было закуплено 20 вагонов из Москвы.

К сожалению, не смотря на все вышеперечисленное, курский трамвай продолжает быть убыточным для города, всё чаще озвучивается мнение о полной ликвидации этого вида транспорта в городе.

Если посмотреть на страны Евросоюза, то можно увидеть, что там трамвай переживает второе рождение, открываются новые ветки, на маршруты выходят новые современные вагоны. Плюс сказывается популярность экологически чистого транспорта. Трамвай становится узнаваемой фишкой многих городов.

В современной России ситуация противоположная. После распада СССР в нашей стране закрылись уже 11 городских трамвайных систем. Отчасти этому способствовали частные автобусные перевозчики, для которых электротранспорт является прямым конкурентом.

Ради примера посмотрим на пару российских городов, которые лишились своего трамвая.

1. Астрахань. (1900-2007 гг.)

С началом 90-х годов трамвай в городе начал становиться неактуальным видом транспорта, а уже в 2007 году был полностью ликвидирован. Сейчас Астрахань наполнили маршрутки, город стал похож на какой-нибудь азиатский густонаселённый мегаполис. Муниципальный транспорт принимает на себя всего 10% пассажиропотока.

2. Воронеж. (1926-2009 гг.)

Город-миллионник сейчас является крупнейшим в России и Европе мегаполисом без рельсового городского транспорта (метро также отсутствует). Под предлогом расширения улиц для автомобилей трамвай был окончательно ликвидирован в 2009 году. Основным видом транспорта в городе стали маршрутки.

Как мы видим, Курск в скором времени может оказаться в этом списке. Жители города очень надеются, что местные власти понимают важность трамвая и сделают всё для того, чтобы он остался и развивался вместе с областным центром.

 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Комментарии (1)
Гоша - 19.01.2021, 13.43 -
Актуальность он потерял, по причине некомпетентности городских руководителей. Убрали с Ленина,Дзержинского, где основной пассажиропоток, оставив пассажиров маршруткам. Трамвай стал ходить по задворкам, где нет пассажиров. Вывод о том, что он мешал движению, - полный бред. На Сумской никто ни кому не мешает, все проезжают, и на Ленина/Дзержинского он не мешал. Убрать трамвайные пути для расширения улиц, великого ума не надо. А вот сделай часть маршрута одноколейным, с соответствующей автоматикой, создать концессию (Питер тому пример), тут надо поработать. И дороги можно расширить и трамвай сохранить.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть