В Курской области родители в шоке от качества дистанционного обучения детей

28.11.2020, 01.28
Фото школа7ноябрьск.рф

Несбывшиеся надежды дистанционки сегодня осуждают все стороны образовательного процесса - родители, учителя и руководители системы образования. В проблеме попытались разобраться журналисты ИА KURSKCITY.

Распоряжением губернатора Курской области дистанционное обучение курских студентов и школьников с 5-го по 11-й класс продлено до 6 декабря. Лишь начальная школа остаётся на очном обучении. Первые недели дистанционки вскрыли новые проблемы системы образования. 

Недовольству родителей нет предела. С одной стороны, такое обучение снижает риск заражения детей и взрослых короновирусной инфекцией. С другой стороны, страдают кошельки и нервы родителей, а главное - знания детей.

Методические рекомендации по применению дистанционного образования предусматривают обеспечение учителей автоматизированными рабочими местами, а школьников и студентов персональными компьютерами с выходом в Интернет. При нормальной организации такого обучения, родители должны лишь контролировать выполнение самостоятельной работы своего ребёнка и обеспечивать его систематическую связь с учителем посредством мобильных устройств и Интернет-сервисов. На деле всё оказывается совсем не так. Основное бремя преподавания легло на родительские плечи.

Вот мнение мамы  двух курских школьников Марины Чернышевой: «В нашей семье и у наших знакомых сразу возникли вопросы. Каким образом родители, работающие полный рабочий день могут контролировать обучение ребенка в свое отсутствие? Они могут даже не знать о том, что их чадо сидит в соцсетях вместо того, чтобы подключится к Zoom и слушать учителя, не говоря уже о том, что качество связи оставляет желать лучшего. Находясь на рабочем месте, родители зачастую не могут решить вопросы с подключением ребенка».

Другая курянка, Светлана Воронкова, мама ученика 5-го класса рассказала, как специально в субботу, в свой выходной, замеряла реальную длительность занятий. Средняя картина такова: уроки по субботам длятся 40 минут, 10 из них большинство учеников не может подключиться, еще 13 минут учитель ведет урок, после этого он отключается по техническим причинам, а дети общаются между собой. Через 7 минут учитель снова подключается, ведет урок еще 10 минут. И всё, на этом урок окончен.

Обратная связь с учителем еще более загадочная – домашнее задание в установленный срок ученик должен отправить на электронную почту учителя, которая у каждого педагога своя. Причем​, иногда учителя просят присылать решения на Viber. Как среднестатистический 10-летний ребенок может всё это запомнить и организовать?

Как сообщила заместитель председателя по образовательной деятельности комитета образования Курска Наталья Жердева, сейчас в городе дистанционно обучается 27 108 школьников, из них около 100 человек перешли на семейное обучение. Комитет образования еженедельно проводит мониторинг школ. По оценкам в электронных журналах отслеживается уровень знаний наших учеников и, как  прокомментировала Наталья Васильевна, ниже он не стал. С другой стороны, по мнению некоторых родителей, оценки в электронном журнале появляются с большой задержкой, а иногда и вовсе не появляются или их выставляют по тем предметам, занятия по которым не проводились.

По официальным данным, курские дети получают достаточный уровень знаний, но в жизни всё не так гладко, как в отчетах. Не все наши школы готовы давать знания и оказывать дистанционные образовательные услуги на должном уровне. Осенние всероссийские проверочные работы (ВПР) по итогам прошедшего года  были написаны школьниками намного хуже, чем при очном обучении. Чтоб ученики и родители не расстраивались результатами проверочных работ, их заранее предупредили, что оценки за ВПР в электронный журнал выставляться не будут, а соответственно нет и объективности в полученных знаниях. Если, к примеру, в 21 лицее Курска и 5-ой школе уроки проходят в онлайн-режиме, и учителя на своих рабочих местах ведут вполне полноценный урок с разъяснением новых тем, то в 52-школе большая часть преподавателей просто скидывает номера заданий своим  ученикам, абсолютно не задумываясь, каким образом они будут осваивать и понимать новые темы. В результате формального подхода преподавателей и администрации некоторых школ страдают дети, которым в современном мире без качественного образования будет сложно достичь успехов.

Дистанционка ударила по семейному бюджету

Поэтому возмущения родителей можно понять, особенно старшеклассников. Надежда Дворжикова, мама одной из учениц 52-ой школы: «Учёбы не было никакой совсем, про 10 и 11 классы вообще молчу, на репетиторах просто разорились, кошмар… А те знания, которые обязаны давать учителя, мы покупали за деньги, потраченные на репетиторов…».

Оплату репетиторов и постоянно наличие свободного времени родителей для занятия с детьми может позволить далеко не каждый, впрочем, как и покупку ребёнку современных гаджетов. Для этого, ещё весной, законодательством было предусмотрено выдать малообеспеченным семьям в безвозмездное пользование смартфоны для обучения детей на период пандемии. Официально это было сделано в течение месяца, ещё в первую волну короновируса, но некоторые до сих пор ждут «обещанную возможность» для получения знаний на дистанционке.

Сложности есть не только у учеников и их родителей, но и у учителей. Во-первых, даже в классе при очном обучении педагогу сложно удержать внимание 30 человек, а в онлайн-конференции с этой задачей справятся только настоящие профессионалы своего дела. Во-вторых, выполненные домашние задания сыпятся на преподавателя до позднего вечера, а их нужно еще успеть проверить. В-третьих, приходится разыскивать задания тех учеников, чьи задания по каким-то причинам не дошли до адресата. Ну и в-четвертых, те же самые технические проблемы, о которых рассказали родители – это  регулярные сбои в работе конференции.

Учителя тоже не в восторге

ИА KURSKCITY приводит мнение о проблемах дистанционного обучения некоторых учителей средних школ Курска.

Татьяна Петровна, преподаватель математики:

- Не могу сказать, что работать стало проще. Наоборот, проверка электронных работ занимает больше времени, как и подготовка к ним. Плюс неполадки в сети - с этим может столкнуться любой пользователь, отрицательное влияние на органы зрения. Лично я за время весенней дистанционки потеряла 0,5% остроты зрения.

Постоянная работа в таком формате для детей - это вред здоровью, как физическому, так и психическому. Отсутствие "живого" коллектива говорит само за себя - разве может в таких условиях полноценно развиваться речь, умственная активность, социальные качества ребёнка?

Галина Сергеевна, преподаватель истории:

- Как правило, те дети, которые занимаются на высоком уровне, выполняют самостоятельно упражнения, работают сами, готовятся сами - они страдают от дистанционки больше. Но они справляются. А что касается детей, которые без помощи родителей не могут даже приступить к выполнению домашней работы, то тут всё очевидно. Всё ложится на родителей. И тут, я считаю, родители сами виноваты. Ребёнок должен быть самостоятельным в какой-то степени. Задача родителя - проконтролировать процесс обучения, то есть следить за тем, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание, и желательно, самостоятельно. А что получается? Ребёнок ждёт маму-папу с работы, чтобы они выполнили домашнее задание. Разумеется, такие родители винят учителей, возвращаясь домой в 10 вечера, да ещё пытаясь помочь ребёнку. Это как снежный ком. Способные дети и дети, желающие учиться, или пытающиеся учиться, способны организовать свою работу. И они же больше устают. Потому что материал на дистанционке сокращён, так как времени на объяснение отводится меньше, и ребёнку больше приходится самостоятельно вникать в тему. А если ученик сам никогда не пытался вникнуть - отсюда и проблемы. В чём ещё сложности - дети не желают заполнять пробелы в знаниях. Я не раз сталкивалась с тем, что ребёнок не понял тему и промолчал, не попросил меня объяснить еще раз. Кто-то боится подойти и показаться не таким способным, кто-то убегает домой, лишь бы побыстрее бросить рюкзак и забыть о школе и т. д.

Студентам без практики нельзя

Немного лучше обстоят дела с высшим и средним специальным образованием. Здесь более объективно оценивают всю ситуацию. Как рассказала заместитель председателя комитета образования и науки Курской области Олеся Харсеева, уровень теоретических знаний не ухудшился, а вот практические знания пострадали.

- Мы рекомендуем нашим директорам и ректорам и просим максимально увести всю теорию на дистанционку, - говорит Олеся Владимировна. - Практика же проходит малыми группами, что не запрещает распоряжение губернатора. Потому что врачу, слесарю, сварщику или водителю никак нельзя обойтись без практических навыков.

Как долго продлится пандемия, и сколько раз ещё будут увеличивать период дистанционного обучения пока неизвестно. Ясно лишь одно – дистанционное обучение не оправдало ожидания и не обогатило высокими знаниями курских детей. 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть