Курские меломаны на концерте Сен-Санса увидели дебют и премьеру

10.11.2020, 22.32 -
Фото: Курская государственная филармония "ВКонтакте"

Сегодня, 10 ноября, в большом зале Курской государственной филармонии в рамках абонемента № 12 «Великие имена» состоялся концерт из произведений французского композитора Камиля Сен-Санса,

Сегодня имя Сен-Санса ассоциируется в среде любителей музыки в основном с одним произведением - «Лебедь». Но он был личностью разносторонней, и не только в музыке.

Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 года. С двух с половиной лет он начал обучение игре на фортепиано, в четыре с половиной самостоятельно записал своё произведение, в пять лет публично выступил как пианист в одном парижском салоне, а в 10 - в большом зале в Париже. 

Камиль Сен-Санс прославился как великолепный органист, пианист, дирижёр. Он был человеком многогранных интересов - учёный-любитель (математик, астроном, археолог, автор эссе по ботанике), критик, драматург, поэт, философ, исследователь античной музыки, музыкальный редактор и, конечно, автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства. Это 13 опер, 3 симфонии, 4 симфонические поэмы, 10 концертов для солирующего инструмента с оркестром, вокально-симфонические и хоровые произведения, романсы, сочинения для фортепиано и органа.

Сен-Санс прожил долгую счастливую жизнь, которая прошла в упорном труде. Он умер в 1921 году в возрасте 85 лет. Незадолго до этого, в том же году, он вернулся из своего последнего гастрольного концертного турне и отметил 75-летие своего первого сольного концерта. Композитор, о которого называли великим, но не гением, оставил след в мировой музыке второй половины XIX - начала XX века. Он был одним из первых создателей музыки для кинематографа. Он застал рождение и уход многих композиторов-современников - Шумана и Чайковского, Римского-Корсакова и Дебюсси. Но он успел застать и новую волну в музыке начала XX столетия - Прокофьева, Вагнера и других.

Об этих и многих других интересных фактах из жизни и творчества Камиля Сен-Санса рассказала ведущая сегодняшнего концерта, автор цикла «Великие имена» музыковед Елена Спасская. Она же представила и произведения, которые прозвучали в программе. Открыла концерт Интродукция и рондо-каприччиозо — известное и достаточно часто исполняемое и в наши дни произведение, которые Сен-Санс написал специально для известного испанского скрипача Пабло Сарасате (1844 - 1908), которого композитор лично знал с 15-летнего возраста и с которым дружил. Но сегодня оно прозвучало в переложении для ксилофона с оркестром в исполнении симфонического оркестра Курской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Игоря Сукачёва и солиста Александра Крупнова.

Сен-Санс одним из первых обратился к жанру симфонической поэмы, став продолжателем Ференца Листа. В сегодняшнем концерте прозвучала симфоническая поэма «Пляска смерти» - произведение также известное, музыка из которого звучит в рекламных роликах, в мультипликационном фильме «Малыш и Карлсон» и в популярной телепередаче «Что? Где? Когда?».  Её исполнил симфонический оркестр, а солировала на скрипке артистка коллектива Юлия Борисова.

Завершал первое отделение концерт для фортепиано с оркестром № 2 в трёх частях. Интересна история создания этого произведения. Среди друзей Камиля Сен-Санса был и великий русский композитор и дирижёр, основатель Санкт-Петербургской консерватории Антон Рубинштейн. Во время одного из приездов композитора в Россию Рубинштейн предложил ему написать произведение, исполнением которого на концерте в Париже он бы мог продирижировать. Сен-Санс сочинял быстро. Однажды, забыв о поступившем заказе и вспомнив о нём накануне срока, композитор за два часа сочинил произведение на 21 страницу нотного текста. Фортепианный концерт Сен-Санс сочинил за 17 дней, а от замысла произведения до его первого исполнения перед публикой прошло всего три недели. На премьере в Париже солистом за роялем был сам автор, а дирижировал оркестром Антон Рубинштейн. Сегодня на сцене Курской филармонии концерт № 2 для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса исполнили симфонический оркестр и солистка Юнис Кварку. Молодая пианистка сыграла виртуозно и темпераментно - как говорится, на одном дыхании. Зрители, не отрываясь, следили за движениями её рук, а после окончания последнего такта наградили Юнис Кварку бурными аплодисментами. Это было первое выступление Юнис в качестве солистки симфонического оркестра - до этого она участвовала в фортепианных концертах (последний - из произведений Петра Ильича Чайковского - состоялся в этом же зале совсем недавно — 29 октября), и дебют прошёл успешно.

А во втором отделении зрителей ждал настоящий сюрприз. В антракте рабочие сцены устроили перестановки, выкатив ещё один рояль. Два рояля установили рядом друг с другом в самом центре сцены, а по бокам и впереди разместились музыканты симфонического оркестра. Сегодня впервые на сцене Курской филармонии была исполнена сюита «Карнавал животных» в 14 частях, которую Сен-Санс написал во время отдыха в небольшом австрийском местечке, как шутку, как пародию на классические произведения многих композиторов своего времени. Сначала он сыграл её для друзей, потом исполнил в Париже в салоне Полины Виардо для Ференца Листа и запретил публиковать и исполнять. Исключение он сделал только для одной части - «Лебедь», которую исполняли  тогда музыканты в концертах. И только перед смертью в своём завещании композитор снял этот запрет, и после его смерти сюита «Карнавал животных» стала исполняться в концертных залах. В наше время музыка из этой зоологической фантазии звучит во многих рекламных роликах и телевизионных передачах. Сегодня «Карнавал животных» исполнил симфонический оркестр, солистки на двух фортепиано - Надежда Гордеева и Анна Телюкина, а солистами на других инструментах выступили по очереди артисты оркестра.

«Карнавал животных», и вправду, насыщен музыкальным юмором, и сколь талантливо это произведение, 14 коротких частей которого звучат примерно полчаса, было написано, столь же талантливо оно было и исполнено. Зрители аплодировали музыкантам стоя.

Следующий концерт симфонического оркестра Курской филармонии должен был состояться 20 ноября в рамках абонемента № 20 «Чайковский - навсегда!». Но, как сообщила Елена Спасская, он переносится на 2021 год: поступило указание Роспотребнадзора перейти симфоническому оркестру из-за сложной эпидемиологической ситации с коронавирусом на дистанционную работу. К слову, это самый большой творческий коллектив  Курской филармонии, насчитывающий порядка 50 музыкантов, которые работают на сцене одновременно. И сегодня одна из скрипачек весь концерт отработала в маске. Увы, таковы нынешние реалии. Также пока под вопросом остаётся и проведение 8 декабря ещё одного концерта из абонемента «Чайковский - навсегда!», в котором также должен принимать участие симфонический оркестр.

Ну, а цикл «Великие имена» продолжится уже в новом 85-м концертном сезоне после Нового года.
 

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть