Легендарный лётчик-ас начинал свои боевые подвиги на Курской дуге

08.06.2020, 21.12
фото с сайт https://redpost.com.ua/

Сегодня, 8 июня 2020 года, исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного советского лётчика, трижды Героя Советского Союза, Маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба. 

Иван Никитович Кожедуб (8 июня 1920, Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, УССР - 8 августа 1991, Москва, СССР) - советский военачальник, Маршал авиации (1985), лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). Депутат Верховного Совета СССР (1946 - 1961). Народный депутат СССР (1989 - 1991)

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее - «Крылов».

Родился будущий маршал в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты. Украинец. В 1934 году Иван окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в Шостке.

Первые шаги в авиации Иван Никитович сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. А в начале 1940 года оп поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков в городе Чугуеве Харьковской области, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.
После начала войны Ивана Никитовича Кожедуба вместе с авиашколой эвакуировали в Казахстан, в город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта, а в ноябре 1942 года его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2 мюля 1944 года - 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), который формировался в Иваново. В марте 1943 года Иван Никитович в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его самолёт Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109. От зажигательного снаряда лётчика спасла бронеспинка, а при возвращении самолёт Кожедуба обстреляли советские зенитчики, в крылатую машину попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Ивану Никитовичу удалось посадить самолёт, полному восстановлению машина не подлежала, и лётчику пришлось летать на «остатках» - свободных самолётах, имеющихся в эскадрилье. Вскоре Кожедуба хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него.

В начале лета 1943 года Ивану Никитовичу присвоили звание младшего лейтенанта, а затем его назначили на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге,  на Южном фасе которой сражался в небе Иван Кожедуб, во время своего сорокового боевого вылета он сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза было присвоено Кожедубу (уже старшему лейтенанту) 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода из Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» лётчик-ас был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых вражеских самолётов.

К концу войны гвардии майор Иван Кожедуб летал на истребителе Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Таковы данные официальной советской историографии. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика. Таким образом, на боевом счету Ивана Кожедуба 64 самолёта противника, которые лётчик сбил лично. 

Последний бой в Великую Отечественную войну, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» он получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Иван Никитович был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии Кожедуб утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Ивана Никитовича есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

По окончании Великой отечественной войны Иван Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время Иван Никитович оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15.

Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (при этом 9 пилотов погибло).

В 1956 году Иван Никитович окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С июня 1962 по август 1963 год он был командующим 76-й воздушной армией, в 1964 -1971 годах - заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года Кожедуб служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году ему присвоили звание генерал-полковника авиации, а в 1985 году - маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб избирался депутатом Верховного Совета СССР II - V созывов, народным депутатом СССР. На III внеочередном Съезде народных депутатов СССР он зачитал «Обращение Героев Советского Союза, кавалеров орденов Славы трёх степеней к Съезду народных депутатов СССР», в котором выступил с резкой критикой против клеветнических нападок на Вооруженные Силы СССР, против унижения фронтовиков, говоря, что им приходится хуже, чем в 60-ые годы, призывал к наступлению на контрреволюционные силы.
Скончался трижды Герой 8 августа 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Список наград Ивана Никитовича Кожедуба поистине впечатляет. Он - трижды Герой Советского Союза  (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3), кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944;21.02.1978), кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483), кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500), кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985), кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955), кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990), кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975), а также кавалер ордена Красного Знамени (Монголия), кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР), кавалер ордена Возрождения Польши, кавалер ордена Свободы и Независимости (КНДР), кавалер ордена Государственного флага I степени.

Иван Никитович являлся Почётным гражданином многих городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.

В память прославленного лётчика его на родине в селе Ображиевка Сумской области установлен бронзовый бюст, а его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Именем Кожедуба назван парк в Сумах, возле входа в него установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата и Шымкент в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация), Днепр (Украина).

Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники, расположенный в Кубинке. На территории центра установлены мемориальная доска и бюст Ивана Никитовича.

Имя Кожедуба также носит Харьковский национальный университет Воздушных Сил (бывший ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 12 ноября 2010 года на территории Харьковского университета Воздушных Сил был установлен памятник Кожедубу

8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве, а 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия трижды Героя был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.

О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который Первый канал покажет в полночь в среду, 10 июня.

В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же в этой стране была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.

Именем Ивана Кожедуба был назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы - Москва, который несколько лет назад отменили.

Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области, расположенный в Одинцовском районе, под Кубинкой.

Макет самолёта Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны Иван Никитович Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

Именем Ивана Кожедуба назван и самолёт компании Аэрофлот Sukhoi Superjet RRJ-95.

 

по материалам Википедии
 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть