Александр Михайлов: «Текст Конституции в 90-х писали по подсказкам зарубежных консультантов»

16.03.2020, 14.38

Член Совета Федерации РФ Александр Михайлов в эксклюзивном интервью ИА KURSKCiTY рассказал о том, каким для него был прошедший год, о поправках в Конституцию РФ, демографической ситуации в стране, прокомментировал проблему в сахарной отрасли.

- Александр Николаевич, страна и Курская область прожили ещё один год. Каким он был для Вас, что удалось сделать?

- Для меня никогда не было безразличным то, что происходит в стране и в нашей области. Потому что это касается всех нас, каждого жителя, если он является истинным гражданином своей страны, своей малой родины, т. е. Курской области. Я всегда считал, что каждый должен на своем месте вносить свой вклад в развитие общества, насколько ему позволяют силы, способности, полномочия и обязанности.

Сегодня я работаю в парламенте Российской Федерации, поэтому могу сказать, что в целом удовлетворен результатами деятельности. Мне доводится постоянно встречаться с руководителями, специалистами, с простыми жителями, в том числе и в Курской области. Слышать их оценки, пожелания. Естественно есть контакт и ведется работа с администрацией Курской области, с администрациями районов и городов региона.

За время работы в течение прошедшего года и сегодня стараюсь определить первоочередные задачи и делать то, что можно сделать полезного для нашей родины. Работа в парламенте, кроме общих проблем, касается подготовки пленарных заседаний, а также общероссийских мероприятий, участия в рабочих группах. Кроме того стараюсь активно участвовать в различных проектах. К сведению, являюсь членом федеральной парламентской комиссии по работе со СМИ. Ее возглавляет Алексей Пушков, там очень много работы.

Немало работы было в комиссии по подготовке и проведению оздоровительной компании государственных служащих, в эту комиссию я включен Советом Федерации. Думаем, как лучше организовать лечение и профилактику наших коллег.

Кроме того, вхожу в парламентскую группу по работе с Вьетнамом, со Словакией, а также хочу стать снова членом парламентской группы с Молдовой – это тоже важное направление, учитывая непростую политическую ситуацию в этой республике.

Работая в Комитете по обороне и безопасности ВС РФ приходится не только решать различные общие вопросы, но и принимал активное участие в разработке более 40  законодательных актов. Семь из них готовились мной самым непосредственным образом. Они направлены на укрепление обороноспособности нашей страны, на эффективность работы военно-промышленного комплекса (ВПК). И конечно, на первом плане у нас всегда остаются социальные проблемы военнослужащих и их семей, а также лиц, которые служат в других силовых структурах — МВД, Росгвардии, ФСБ.

Наш комитет является инициатором серьезной работы по патриотическому воспитанию молодежи. Например, вместе с администрациями регионов, в том числе и Курской области, трудимся над тем, чтобы более плодотворно развивалось молодежное движение «Юнармия». Оно является хорошим подспорьем в военно-патриотическом воспитании нашего подрастающего поколения. Не случайно в Курской области за прошлый год число юнармейцев увеличилось почти на 4 тысячи человек. Недавно было принято еще около 350 юношей и девушек. 

Сегодня я могу сказать, что год был отработан и прожит не зря. Вместе с коллегами нам удалось внести свой вклад в улучшение состояния дел на вверенном нам участке.

- Какие задачи стоят перед Советом Федерации РФ на 2020 год?

- Есть достаточно объемный план работы, который утверждается Советом Федерации. Мы также работаем по планам комитетов, комиссий, круглых столов и других рабочих площадок, на которых выкристаллизовываются наиболее существенные моменты по той или иной проблеме. Пути их решения должны быть отражены в законодательных и нормативных актах.

Согласно плану работы Комитета по обороне и безопасности, мне предстоит часто выезжать на предприятия оборонного комплекса, потому что мы заинтересованы в том, чтобы согласно установок президента эти предприятия работали эффективно. Они должны идти в авангарде оснащения или переоснащения наших Вооруженных Сил по ряду позиций. Также модернизация запланирована и в других силовых структурах страны. Эта работа намечена и уже сейчас реализуется. Конечно, жизнь порою вносит свои коррективы, что тоже приходится учитывать в нашей работе.

Хочу подчеркнуть, что год 75-летия Великой Победы накладывает на всех нас особую ответственность. И парламентарии в этом плане имеют соответствующие поручения - работать со структурами власти на местах, чтобы никто из ветеранов Великой Отечественной войны, члены их семей не остались без внимания и заботы, чтобы их проблемы решались в первоочередном порядке.

- Расскажите, Александр Николаевич, если это возможно, рассматриваются ли на заседаниях Комитета по обороне и безопасности комитета вопросы работы предприятий Военно-промышленного комплекса и перспективы их развития?

- Мы не только рассматриваем деятельность предприятий ВПК, но и проводим выездные заседания комитета. Часто смотрим на положение дел на местах. Это очень важно, когда идет непосредственный контакт с производителями. Являясь координаторами работы, мы привлекаем к решению различных вопросов деятельности ВПК представителей Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, а также силовых структур — Минобороны и МВД.

На таких заседаниях идет анализ положения дел на производстве, при необходимости ставим задачи, которые должны решаться более оперативно. Не скрою, бывают случаи бюрократической волокиты, а также моменты, когда конкурентные действия тормозят тот или иной процесс развития. Мы стараемся эти вопросы снимать. Иногда доходит до того, что мы ставим в известность руководство Совета Федерации. И вопросы выходят на уровень Правительства РФ с постановкой о том, что нужно срочно вмешаться и решить тот или иной вопрос, который мешает развитию конкретного предприятия оборонного комплекса.

Я планирую побывать на курских предприятиях «Маяк-филиал АО «НПО им.М.В.Фрунзе», АО «Авиавтоматика им.В.В.Тарасова», «Электроагрегат». Чтобы на месте посмотреть, как идут технологические процессы по реализации гособоронзаказа. Хочется, чтобы наши курские предприятия шли в ногу со страной.

- Хватит ли в стране средств, чтобы реализовать предложения Владимира Путина по демографической ситуации в стране?

- Демографические вопросы должны постоянно быть в центре внимания. Какая бы экономика в действии у нас ни была, плановая или рыночная, демографические процессы - это залог развития нашего государства. Если страна не будет пополняться россиянами, нас ждут не очень хорошие перспективы.

Задача, поставленная Владимиром Владимировичем Путиным, очень важная. О ней, кстати, в 90-е годы забыли господа Ельцин, Гайдар и иже с ними. Поэтому сегодня по ряду регионов наблюдается некоторый демографический вакуум. Детородный возраст наших женщин не позволяет выйти на тот демографический уровень, который необходим стране. Об этом шла речь на одном из совещаний у Президента РФ В.В. Путина.

Что касается средств, то надеюсь, их будет достаточно. Например, в прошлом году профицит федерального бюджета составил примерно один триллион рублей. Это означает, что у нас есть хорошие резервы, и направить их нужно на реальную поддержку семей, имеющих детей, на стимулирование демографических процессов, на поддержку материнства и детства, на решение социальных проблем.

Так что резервы для реализации наказов у страны есть, и задачу, которую поставил наш президент, нужно решать во что бы то ни стало. Я всячески поддерживаю предложения и установки Владимира Владимировича Путина в этом вопросе. Еще раз подчеркну, что численность населения нашей страны должна в первую очередь прирастать  за счет людей, которые родились в России - в Курской, Орловской, Воронежской областях, т. е. во всех 85 регионах России, и только во вторую очередь за счет мигрантов.

- Как Вы оцениваете предложенные президентом поправки в Конституцию? Они вызвали большой резонанс в обществе.

- Дело в том, что Конституция 1993 года принималась в спешке. Не будем сейчас затрагивать другие ее аспекты, это тема для отдельного разговора. Откровенно говоря, свою роль в то время она сыграла — помогла укрепить государство, страна перешла к рыночной экономике, у нас сменился политический строй, и т. д. При этом многие аспекты такого важного для страны документа были не проработаны. Неблагоприятную роль сыграло привлечение к написанию текста Конституции команды Сергея Шахрая, которая часто пользовались консультациями зарубежных коллег.

Из-за недоработок того времени сегодня в основной документ вносятся поправки, потому что ошибки, заложенные в текст в 90-е годы, начинают тормозить развитие и экономики, и государственной сферы, и даже межнациональные отношения. Например, у нас огромное число олигархата, которое за короткое время сколотило себе колоссальные состояния, хотя в Западных странах состоятельные люди, в основном, достигали своего капитала столетиями. У нас же вдруг за 25 лет появился класс мультимиллионеров. А это означает, что многие вопросы контроля за расходованием материальных средств были не отрегулированы.

Сегодня это исправляется и президент вовремя поставил эту задачу. Предложение по внесению поправок в Конституцию, действительно, вызвало всплеск активности и общественных организаций, и сознательного населения. В комиссию по работе над Конституцией поступило очень много поправок от неравнодушных граждан страны.

- Пользуясь возможностью, хотелось бы узнать из первых уст, какие проблемы у нашего общества появились в результате законотворческих ошибок первых депутатских созывов Госдумы?

- Я выше сказал, что для того, чтобы ошибок было меньше, нужно было больше советоваться со специалистами, которые живут и работают в своей стране. А тогда перестройщики пользовались советами зарубежных «друзей». Не по всем, но по целому ряду важных моментов.

Работая тогда в Государственной Думе первого созыва, я участвовал в группе депутатов, которая проводила межпарламентские встречи и активно работала с Финляндией. Во время визита в эту страну я хорошо запомнил фразу одного финского коллеги, который сказал: «Мы вам не завидуем. Это же надо, поменять полностью Конституцию, которая изменила и экономический уклад страны, и политический строй! Теперь вам нужно менять всё законодательство».

Он был прав, ведь под нашей новой Конституцией подзаконных актов вообще не было. т. е. нормативно-законодательна база была совсем пустая. Когда в спешке начали ее заполнять, то совершили массу ошибок. Сама же Конституция, на мой взгляд, была сделана на тройку с минусом.

Все законотворческие процессы тех лет привели к тому, что мы до сих пор расплачиваемся за ошибки. Они были заложены, как говорят в народе, то ли по недоразумению, то ли по злому умыслу.

Нельзя часто менять формации в стране. Важна стабильность, ведь именно она определяет развитие.

- Не зря китайцы желают своим врагам, чтобы они постоянно жили во времена перемен.

- Правильно говорят. Они ведь тоже были в социалистическом лагере, но подошли к переменам в своей стране очень взвешенно. В отличие от наших перестройщиков, Горбачева с Ельциным, Кучмой, Шушкевичем другими подобными деятелями, они готовили свою экономику к постепенному переходу к рынку.

В Госдуме первого созыва я входил в парламентскую группу по связям с Китайской Народной Республикой, приходилось встречаться с представителями этой страны.

Мне было интересно, как они провели преобразования так, что страна не развалилась, идеология осталась прежней и даже государственный флаг не поменяли?

Они ответили, что вот одну отрасль мы готовили к рынку 17 лет, другую отрасль - 19 лет, и т. д. Самый короткий подготовительный срок у них был в 15 лет. Там были некоторые нюансы, но шоковой терапии, как у нас, китайцы не допустили. Поэтому они сохранили в целом все народное хозяйство, страна осталась целой, и всё прошло без серьезных потрясений. Нам тоже нужно было идти примерно таким же путем, как соседний Китай. Это моя точка зрения.

-В период Вашего руководства областью много внимания уделялось развитию спорта, кроме крупных строек – спортивно-концертного комплекса в Курске, ледовых арен в Курске и Железногорске, крупного физкультурно-оздоровительного комплекса в Кшени, были построены аналогичные, но меньшие по размеру комплексы в других районных центрах, более ста спортивных площадок при школах. Что еще, на Ваш взгляд, необходимо Курской области?

- Команда, которая пришла со мной на рубеже 90-х и нулевых годов, приняла от предшественников разбитую, как и вся экономика области, спортивную базу. Мы постарались ликвидировать это отставание, и эта работа, на мой взгляд, должна продолжаться постоянно.

У нас есть еще ряд районов, где нужно построить хорошие физкультурно-оздоровительные комплексы. Взять тот же город Курск - здесь нужна еще одна ледовая арена. В перспективе ее можно построить в Железнодорожном округе, как просят горожане. В настоящее время вопрос размещения рассматривается администрациями области и города Курска.

И если говорить о социальной сфере, в свое время нам не удалось достичь понимания с министерством культуры РФ, поэтому музей, картинная галерея, кукольный театр остались без должного внимания. Эти учреждения культуры требуют сегодня обновления и осовременивания. Насколько мне известно этими вопросами активно занимаются соответствующие областные структуры.

Дополняя ваш вопрос, следует отметить, что нашей команде удалось внести полезный вклад в развитие спортивной сферы региона. Взять то же стадион «Трудовые резервы», вспомните, в каком запущенном состоянии он был? Нам удалось сделать современное футбольное поле с подогревом. Мало кто знает, что были отремонтированы все подтрибунные помещения. Если раньше в них было подтапливаемое болото с разваленными комнатами, то сегодня там в различных спортивных секциях занимаются 600-700 ребятишек. Так что эту работу нужно обязательно продолжать.

- Почему мы всё время догоняем соседнюю Белгородскую область, в чем ее секрет? В населении?

- В конце 2000-го года, принимая область, мы видели, что по многим позициям нас обходят не только белгородцы, но и орловчане, которыми достаточно длительное время руководил Егор Семенович Строев. Что касается Белгородской области, на мой взгляд, всё дело в кадровой стабильности.

Много лет регионом руководит Евгений Степанович Савченко, хороший мой товарищ и коллега. Мы соревновались с ним, и по ряду показателей потом догнали и обошли белгородцев. По урожайности зерновых культур мы занимали 2-е и 3-е места в РФ. А Белгород был примерно на десятом месте. По валовому сбору зерна тоже были лучше соседей и т. д. В том числе и по дорожному строительству. У них есть четыре прекрасные дорожные трассы - 2 федеральные и 2 региональные. Но когда заедешь в села и деревни, то там была совсем другая картина.

Белгородцы даже приезжали к нам поучиться прокладывать дороги в сельские населенные пункты. Это означает, что мы не зря делали дорожную инфраструктуру. И не для того, чтобы хвастаться, а чтобы использовать все возможности для обеспечения каждого населенного пункта, особенно с достаточным количеством жителей, качественными дорогами, чтобы люди могли активно участвовать в экономической и социальной жизни региона.

Но до Савченко областью практически 10 лет руководил 1-й секретарь обкома КПСС, а затем он был главой областной администрации Герой Социалистического Труда Алексей Филиппович Пономарев. Он получил эту награду, будучи руководителем региона. В советские времена такое высокое звание кому зря не присваивалось. Получив хорошее наследство, команда под руководством Савченко продолжила работу, приумножая достигнутое, не дав области опуститься, как это произошло в 90-е с Курской областью.

На фоне кадровой стабильности в Белгороде у нас несколько раз менялись команды.  Далее, Евгений Степанович Савченко принял область в октябре 1993 года и его команда до сих пор работает хорошо. 

К концу 90-х годов наш регион ушел почти под плинтус. Мы начинали при банкротном областном бюджете, треть посевных площадей не распахивалась, заводы один за другим закрывались. Согласен, экономика, как и по всей стране, тогда просела, но негативные моменты в Белгороде были в разы меньше, чем у нас.

Благосостояние целого региона не делается в один присест. И накопленный потенциал позволил белгородцам находиться все время в числе передовых областей нашей страны. Это еще раз показывает, что не нужно каждый день менять кадры, нужна кадровая стабильность. Если команда работает хорошо, пусть продолжает, что белгородцы показали на практике.

- Александр Николаевич, вы предметно занимались развитием аграрно-промышленного сектора экономики, большое внимание уделяли реконструкции сахарных заводов в области, увеличению посевов сахарной свеклы. Но вот появляются сообщения, что в предстоящем сезоне три сахарных завода в стране останавливаются. А председатель правления «Союза сахаропроизводителей России» Андрей Бодин говорит о необходимости сокращения посевов сахарной свеклы. Как Вы это расцениваете?

- Это не простой вопрос. Мнение одного Бодина не должно являться основополагающим. До Государственной Думы и работы руководителем региона мне довелось 14 лет работать в районах Курской области и мне хорошо известны все производственные циклы выращивания сельхозпродукции, в том числе и в растениеводческой отрасли. Как поется в одной песне: «Я каждый колосок на ощупь узнавал...».

Нам в области удалось выйти на высокие показатели по производству сахарной свеклы за счет подбора грамотных кадров в АПК. Через 5 лет после начала работы нашей команды практически все земли в хозяйствах области были включены в севооборот.

Возвращаясь к вопросу, следует вспомнить ,что есть научно обоснованная система земледелия, разработанная специально для Центрального Черноземья. Она проверена на практике многими десятилетиями. И сахарная свекла занимает в этой системе определенное место, это касается севооборота культур. Исключив ее из цепочки земледелия, будет нарушено воспроизводство плодородия почвы, без которого невозможно получить высокие урожаи других сельскохозяйственных культур.

На мой взгляд, сокращение посевных площадей сахарной свеклы приведет к негативным последствиям. С таким подходом к этому вопросу можно поставить под удар национальную продовольственную безопасность и пойти путем, который советовали когда-то Ельцин и Гайдар. Они говорили в начале 90-х годов: «А зачем производить свою продукцию, если нам будут завозить это из Уругвая, это из Колумбии, а это из Бельгии. Все будут сыты, и к чему тогда заниматься сельхозпроизводством?». Но это все полная чушь, безответственный подход к делу, к народу.

Что касается закрытия сахарных заводов, здесь нужно еще посмотреть, по какой причине их собираются закрыть. У нас тоже двадцать лет назад нескольких заводов не стало, и процесс этот мог продолжаться и усугубляться. Но мы сделали всё возможное, чтобы не допустить развала сахарной отрасли, и жизнь показала, что это производство рентабельное и востребованное. Мы нашли инвесторов, которые успешно занимаются в данной сфере АПК. И курские специалисты были востребованы.

Если в стране появился переизбыток сахара и зерна, и кто-то из теоретиков может сказать, давайте сокращать посевы зерновых, нам и так его хватает, могу ответить им, если мы больше производим, чем потребляем, пожалуйста — поставляйте излишки на экспорт. У нас есть очень много стран, которые готовы покупать у нас сахар. Так что эта позиция ошибочная и неправильная.

- Спасибо за интервью.

 Справка KURSKCITY. 
«Именно при Гайдаре как раз и появились голодные люди». Хасбулатов Руслан Имранович придерживается того же мнения. Он говорит: «Наоборот, Гайдар разрушил существовавшую систему снабжения населения продовольствием. В СССР в конце 1980-х годов дефицит продовольственных товаров составлял 18-20 %, остальное всё производили сами. А за один год гайдаровского правления производство продовольствия в России сократилось на 50 %. За один год!

К декабрю 1992 года, когда мы снимали Гайдара с должности, мы стали зависимы от импорта продовольствия наполовину. Колхозы и совхозы были Гайдаром уничтожены, поля запустели, начали резать скот, потому что прекратилось поступление мяса в резервные фонды государства. Зато пошло стремительное наводнение российского рынка заграничным продовольствием, которое очень часто было непригодно к употреблению… Отчасти эта практика по инерции продолжается и сейчас – за всем ведь правительству не уследить, а заложил эту практику уничтожения народа Егор Тимурович Гайдар».

Р. И. Хасбулатов рассказал и о том, под чьим руководством Гайдар проводил разрушающие Советский Союз реформы, и о том, что Гайдар отлично понимал, что занимается разрушением сельского хозяйства и промышленности СССР. «Гайдар этого не понимать не мог, у него было больше сотни консультантов из США, которые им и командовали. Я в то время частенько получал законопроекты, написанные языком неудачного перевода с английского на русский – знаю, о чём говорю, потому что сам в силу профессии занимался, в том числе, и экономическими переводами.

Я однажды в сердцах сказал Гайдару: «Егор Тимурович, да дайте мне лучше оригиналы на английском языке, раз у вас такие плохие переводчики!» То есть фактически всё это осуществлялось по представлению международного валютного фонда и – что самое смешное – Министерства финансов США, в котором сидела огромная аналитическая группа, связанная непосредственно с консультантами Гайдара. Они и разрабатывали всю эту экономическую политику. А нам в Верховном Совете приходилось из последних сил шлифовать их законы, доводить их до ума – не давать окончательно развалиться экономике страны, чтобы не началась уже явная гражданская война». Думал ли А. П. Гайдар (Голиков), когда писал о мальчише-плохише, предавшем Родину за банку варенья, что пишет о своём внуке? Автор справки - Леонид Масловский.
 

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.
Комментарии (5)
курянин - 14.04.2020, 17.55 -
Развалил все и вся, и еще чему то учит.
мир - 13.04.2020, 09.01 -
а мне нравится Старовойт. Свежестью повеяло.
Курянин - 09.04.2020, 16.46 -
Такое ощущение, что комментарии писал сам михайлов.
Местный житель, пенсионерка - 19.03.2020, 10.25 -
вот до чего довели страну и развалили. по указанию западный спецлужб. Сбоку кажется легко руководить а я помню как при Руцком мы лапу сосали. Мне нравится скромность бывшего губернатора. Его на втянули в разные скандалы с корупцией и в обогащении за наш счет. Старой закалки человек он.
Ольга - 19.03.2020, 10.17 -
Александр Николаевич - грамотный управленец. Он вытащил наш край из болота 2000-х. Уверена, останься он у власти, было бы еще много всего сделано. Спасибо Вам большое!

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть