Курские меломаны были покорены игрой на необычном инструменте

07.02.2020, 03.24 -
фото сообщества "Курская государственная филармония" "ВКонтакте"

В четверг, 6 февраля, в Большом зале Курской государственной филармонии на улице Перекальского в рамках абонемента № 4 «Калейдоскоп любимых жанров» состоялся концерт с интригующим названием «Странствующий контрабас».

Этот концерт завершал программу этого абонемента в нынешнем сезоне. На сцене выступал оркестр русских народных инструментов имени Виктора Гридина Курской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Павла Горбунова, а в качестве солиста - необычный гость из Санкт-Петербурга. Заслуженный артист России Михаил Дзюдзе был одним из основателей и солистом Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет», а сегодня является единственным в мире концертирующим-солистом на музыкальном инструменте под названием балалайка-контрабас. Уверен, абсолютное большинство из собравшихся в этот зимний вечер в зале филармонии увидели этот чудо-инструмент впервые. А для тех, кто его не видел, скажем коротко, что по форме он похож на балалайку, а по размеру - на контрабас. Сочетание его с оркестром позволило курским любителям музыки услышать звучание не только этого необычного инструмента, но и насладиться неведомыми ранее возможностями русских народных инструментов.

Ведущая концерта музыковед Екатерина Демидова представила Михаила Дзюдзе как музыканта-новатора. Она напомнила, что основатель первого оркестра русских народных инструментов Василий Андреев заказал для него весь спектр инструментов - от балалаек до контрабасов. Балалайка-контрабас изначально был оркестровым народным инструментом, но Михаилу Дзюдзе первому в мире удалось сделать его солирующим. Инструмент, на котором играет музыкант, был изготовлен в 1937 году в Ленинграде, пережил Великую Отечественную войну и блокаду, и вот уже 35 лет вместе с Михаилом он странствует по миру. А сольную концертную деятельность Дзюдзе ведёт последние пять лет.

Когда она начиналась в 2015 году, музыкант столкнулся с проблемой. Произведений, созданных специально для контрабаса-балалайки, не существовало. Но безвыходных положений не бывает! Михаил сам делал аранжировки, а потом и композиторы стали дарить ему свои творения, специально созданные ими для исполнения на чудо-инструменте.

В первом отделении концерта прозвучала более «тяжёлая музыка». И если прелюдия из Испанской сюиты «Астурия» Иосифа Альбениса была исполнена оркестром и солистом Михаилом Дзюдзе в специальной аранжировке для контрабас-балалайки, то «Ария» Сергея Евтушенко и «Сибирский сказ» Борислава Семичова были написаны именно для нашего гостя. А затем оркестр русских народных инструментов имени Виктора Гридина исполнил третью часть «Опалового концерта» Ришара Гальяно, написанного композитором в связи с трагическим событием - терактом в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Это концерт для аккордеона с оркестром, и партию аккордеона в качестве солистки блестяще исполнила артистка оркестра Наталья Красюкова. А современный композитор Евгений Петров написал «Фильм-концерт» для контрабаса и фортепиано с оркестром. Сам композитор ассоциирует его с произведением писателя Ивана Бунина «Окаянные дни» о трагическом периоде русской истории, хотя у многих слушателей возникают собственные ассоциации — например, с Великой Отечественной войной. Партию контрабаса исполнил на контрабас-балалайке Михаил Дзюдзе, а партию фортепиано - молодая солистка Курской филармонии Юнис Кварку.

Но ещё больше сюрпризов ожидало собравшихся в зале во втором отделении концерта, в котором прозвучала более лёгкая музыка, исполняемая в стиле «classical crossover», представляющем собой синтез элементов классической, фолк-, рок- и поп-музыки. И помимо акустической контрабас-балалайки зрители смогли послушать ещё и электроконтрабас-балалайку с более мощным звучанием. На ней Михаил Дзюдзе вместе с оркестром народных инструментов сыграл «Тему Джеймса Бонда» Морти Нормана в аранжировке Артёма Лаухина и хорошо известное произведение «В пещере Горного короля» Эдварда Грига в интерпретации финской симфо-метал группы «Apocalyptica». А на акустической контрабас-балалайке гость из Северной столицы вместе с оркестром исполнил «Полифоническое танго» Альфреда Шнитке. «Розовую пантеру» Генри Манчини в аранжировке Артёма Лаухина, «Misirlou» в версии сёрф-рок-гитариста Дика Дейла, «Как под горкой, под горой» Евгения Петрова и «Очи чёрные» в аранжировке Артёма Лаухина. Также зрители услышали оригинальное исполнение оркестром народных инструментов «Каватины Фигаро» из оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник» в переложении для баяна с оркестром Александра Дмитриева. Солировал на баяне артист оркестра Сергей Сидоров.

Зрители долго не отпускали со сцены музыкантов оркестра и Михаила Дзюдзе. В завершение они исполнили музыку Альфреда Шнитке из кинофильма «Сказка странствий», подарив всем заряд прекрасного настроения.

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть