Александр Михайлов: «Куряне доказали, что могут работать, как один из лучших регионов в России»

17.10.2019, 06.08
Фото: АиФ

Сенатор Александр Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, ответил на вопросы корреспондента ИА KURSKCiTY и рассказал о причинах развала экономики, проблемах здравоохраниния, о баталиях с Гайдаром и нападках на «Мираторг». Также Александр Николаевич объяснил, почему в Курске вырос транспортный налог, и как он относится к объединению муниципальных образований.

- Александр Николаевич, как Вы голосовали на выборах председателя Совета Федерации? Почему отдали голос за этого человека?

- Как известно, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Валентина Ивановна Матвиенко представляет город Санкт-Петербург. Там 8 сентября, как по всей нашей стране, закончился период выборных кампаний, и по регламенту в Совете Федерации состоялись выборы председателя.

Конечно, я голосовал за её кандидатуру, хочу сказать, что все члены Совета Федерации единогласно проголосовали за Валентину Ивановну и единодушно поддержали ее, потому что она имеет огромный опыт работы как в федеральных структурах, так и в должности губернатора и проявила себя, как очень грамотный, авторитетный и достойный руководитель Верхней палаты нашего Российского парламента. Считаю, что это большая удача не только для Парламента, но и для страны.

Знаю ее давно, так как мне приходилось много взаимодействовать с ней на разных этапах и решать различные вопросы. Она человек государственный, и всегда на первый план ставит интересы страны, что является большим плюсом. Перефразируя строки из Конституции РФ, Валентина Ивановна Матвиенко правильно сказала, что Совет Федерации - это палата регионов, из которых состоит наша страна. Если регионы в целом развиваются неплохо, синхронно и эффективно, то и в стране ситуация выглядит достойно. Если на местах идут другие процессы, тогда и в стране будет непросто.

Поэтому считаю, что решение по избранию председателя Верховного Совета было принято абсолютно правильно. Мы пожелали ей дальнейших успехов в работе, трудиться на этом посту долго и плодотворно.

- Какие меры, на Ваш взгляд, нужно предпринять на федеральном уровне, чтобы вывести региональную систему здравоохранения, в том числе и Курской области, на нормальный уровень? Чтобы пациенты не покупали лекарства и расходные материалы, как, например, в БСМП. Жителей Курской области эта ситуация очень беспокоит.

- Если вспомнить историю постсоветской России и Курской области в том числе, ваш покорный слуга все эти годы активно участвовал в политической жизни страны. Очень переживал, когда состоялся декабрь 1991 года, разделивший нашу большую страну на 15 республик, ставших независимыми государствами. Дай бог им процветания, но когда мы все жили вместе, это было намного эффективнее, лучше и полезнее прежде всего для населения, для рядового человека. Возможно, что представителям элит, людям (которых немного) богатым стало и лучше, но 90% населения страдает.

Российская Федерация тоже стала независимым государством от других независимых республик. Но у нас, то ли по менталитету, то ли по трафарету, предложенному нашими заокеанскими партнерами, которые курировали целый ряд развальных процессов нашей страны, появился шаблон рыночной системы. Причем во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении.

Хочу сделать небольшое отступление, чтобы понять первоисточник сегодняшней ситуации в медицинской сфере. Будучи депутатом Государственной Думы первого созыва, мы обсуждали один из законопроектов, предложенной фракцией «Выбор России», которую возглавлял Егор Гайдар. Это была ельцинско-гайдаровская депутатская фракция. Они хотели принять ряд законов, связанных по-сути с разграблением государственного имущества, чтоб узаконить процесс разграбления госимущества. Но нам тогда удалось убедить большинство депутатов не делать этого. И хотя в Госдуме первого созыва было много фракций, большинство депутатов отвергли предложенный Гайдаром закон.

Во время обсуждения этого закона в Думе возникла горячая полемика. Мы стояли в зале напротив Гайдара, доказывая его неправоту, на что он нам сказал: «Вы консерваторы и не понимаете, что происходит, мы уже в рынке!» Я ему ответил: «Егор Тимурович, мы уже в рынке?», он мне «Да. А что такое? Вы из провинции ничего не видите». Я открыто сказал: «Да нет, это ты, вышедший из лаборатории, не всё понимаешь. Нам до рынка еще с тобой, как от Ташкента до Парижа».  Поэтому говорю ему - не кичись, и не надо навязывать людям всякую белиберду. Что же вы слушаете не опытных своих российских специалистов, а западных, больше американских советников. Действуйте грамотно, слушайте советов, слушайте людей с мест, потому что они знают жизнь намного лучше, чем вы, сидя в своей лаборатории. Вот такой был конфликт.

Хочу сказать, что я не являюсь каким-то консерватором, и все  идеологические «измы» меня никогда не привлекали. Мы жили в своей стране, она была такой, какой была. Мы были преданы ей, любим ее. Во мне всегда была государственная жилка, так сложился характер, с ним мне жить до конца своих дней, и я рад этому. И вот когда мы начали смотреть, а что же они делают (команда Гайдара и Чубайса), то поняли весь размах «рыночных преобразований».

Ну хорошо, никто не спорит о спектре рыночной экономики. Хотя как мы в него вошли - это разговор отдельный. Пускай этот спектр живет и работает, пусть набирают темпы предприятия, фирмы и т.д. если это сложится у них, пусть развивается предпринимательство. Но Россия страна огромная, и пускать на самотек процессы, идущие в таких жизненно важных отраслях, как здравоохранение и образование, категорически нельзя.

Я по этому поводу выступал два раза на парламентских слушаниях, на пленарном заседании Госдумы и говорил - нельзя здесь коммерциализировать процессы. Государство должно взять эти сферы под своей контроль. Это сферы государственные. Они должны четко обеспечивать здоровье людей, начиная, как говорят, от Москвы до самых до окраин.

И сегодняшние проблемы медицины - это следствия влияния рынка, заложенные в 90-е годы. Ельцинско-гайдаровское правительство пустило все на самотек, оставило без контроля. Чтобы изменить ситуацию сегодня государству нужно взять здравоохранение под свой контроль. Хотя теперь это и будет непросто.

Причем нужно контролировать всё, начиная от подготовки медицинских кадров до материальной базы. Чтобы не только какой-нибудь крупный медицинский центр развивался, но и небольшая клиника или фельдшерско-аккушерский пункт. Чтобы все медучреждения были обеспечены лекарственным препаратами. Нужно постараться сделать так, чтобы большинство из них производилось на территории нашей страны, при этом делалось бы это под контролем государства и на них были установлены совершенно приемлемые для народа цены. Вот решение вопроса.

Это нужно делать постепенно и осторожно, приведя всё к системности, но чтоб всем было внятно и понятно, что и как делается. Это моя точка зрения, и другого серьезного рецепта я не вижу. А так будем наводить порядок в одной больнице, а в другой появятся новые проблемы. Нужно уходить от «латания дыр» в медицине.

Еще раз повторюсь, пусть предприятия, сельское хозяйство, строительство работают в рыночной системе, никто не хочет это свернуть, а вот такая жизненно важная сфера, как здравоохранение - это прерогатива целиком государства. Работники здравоохранения – это люди сугубо государственной сферы.

- Над какими законами работает сейчас Совет Федерации, в каких вопросах Вы принимаете активное участие?

- Не будем брать какой-то отдельно взятый закон. Наш комитет, в котором я работаю, занимается обороной и безопасностью страны. Сейчас мы работаем над рядом законов, которые касаются повышения эффективности оборонного комплекса, а также личного состава, служащего в вооруженных силах и в правоохранительных органах. Поверьте, белых пятен и нерешенных вопросов там очень много. Стараемся все это систематизировать. Немало работы и по взаимодействию с другими комитетами Совета Федерации.

В целом же Совет Федерации работает над несколькими сотнями как новых законов Российской Федерации, так и над существенными поправками в действующие.

- У нас в советские времена в каждом колхозе или совхозе развивали свиноводство и в каждом селе были свинофермы. Как-то жили с этим. Сегодня все хотят есть колбасу, пополнять бюджет налогами, но свинофермы желают видеть чуть ли ни в другом регионе. Как Вы считаете, оправданы ли нападки на компанию «Мироторг», которая «зашла» в регион во время Вашей работы на посту губернатора Курской области? Или это явление присуще только для нашего региона?

- Я думаю, что это проделки конкурентов компании. «Мираторг» строит в Курской области не один или пару объектов. У него есть, на мой взгляд, перспективный и привлекательный инвестиционный проект, который любой регион  был бы рад принять у себя.

Мы соревновались с соседними регионами за такого инвестора. И это понятно, ведь цена вопроса была очень высока. Стоимость всего проекта, рассчитанного на четыре с половиною года, была почти 160 миллиардов рублей с учетом комплекса, строящегося в Октябрьском районе, и ряда других объектов.

Но сегодня, когда речь идет об инвестициях, все подскакивают и кричат, «завтра будет столько-то инвестиций, замечательно, что они есть». Но сейчас даже в промышленности будет сложно назвать аналог тому проекту, который нам предложил «Мираторг».

Когда этот вопрос решался, сомнений не было, и то, что эта компания остановилась на Курской области, можно считать за честь. Ведь это одна из крупнейших и авторитетных компаний в сельскохозяйственной отрасли в Российской Федерации. И я всегда говорю, что инвестора не обманешь, он идет туда, где существует нормальный инвестиционный климат, где сложились конструктивные отношения с властями по решению вопросов инфраструктуры и так далее.

Что касается шума, который связан с домыслами о каких-то запахах, то изначально был проект, предусматривающий все моменты, в том числе и воздействия на окружающую среду. Эти проекты проходят государственную экспертизу и согласования с Минприроды и другими ведомствами.

Следует отметить, что наша область не большая, и разместить объекты «Мираторга» на больших расстояниях от населенных пунктов при всем желании не получится. Напомню, что комплексы компании давали огромную возможность трудоустройства населения. Мы считали с инвестором - он рассчитывал предоставить порядка 9-10 тысяч рабочих мест с хорошей зарплатой для курян. Но далеко не всем конкурентам нравилось, что «Мираторг» развивает такие проекты. И начались всякого рода инсинуации с запахами и другими моментами.

Но давайте возьмем весь 20 век, 90-е и другие годы, когда половина Курской области развивала свиноводство, там что, запахов не было? Наша страна наполовину аграрная и люди всегда кроме крупного рогатого скота, овец и других животных выращивали свиней. И все нормально к этому относились.

Мне кажется, что здесь тонко продуманный ход конкурентов с использованием заинтересованных структур. Были задействованы некоторые предприниматели, построившие свои дачи и виллочки за городом Курском и другими городами и райцентрами. Они не хотели, чтобы объекты «Мираторга» портили им вид из окон, и подбивали население на протесты.

Касаемо места строительства того или иного комплекса, то есть строительные нормы, принятые в Российской Федерации. Так как объектов у «Мираторга» много, были моменты просчетов, но мы поправляли инвестора, и те с пониманием относились к нашим требованиям и вносили корректировки.

Думаю, и нынешняя Администрация Курской области взаимодействует с компанией и вносит свои поправки. Ведь привлечение инвестиций – это важный фактор регионального развития.

- Почему Вы сказали, стоимость проекта была 160 миллиардов, она что, изменилась?

- Хочу сказать, что из-за позиции конкурентов «Мираторг» был вынужден часть своих объектов перенести в соседнюю Орловскую область. Помню, как мне позвонил мой бывший орловский коллега Владимир Потомский и поблагодарил за такой неожиданный подарок в виде инвестиций на 9 миллиардов рублей. К сведению, в Орловской области никто не шумел по поводу свинокомплексов, люди там с благодарностью приняли инвестора.

Я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и завершение проекта будет проходить в Курской области в нормальных условиях. Если инвестор уйдет в другой регион - это будет не конструктивно.

- Александр Николаевич, в Курской области один из самых высоких налогов на транспортные средства. С чем это связано, и не собираетесь ли Вы инициировать его отмену, как сказал губернатор Р. В. Старовойт.

- Здесь в некоторой степени просматривается аналог с шумихой вокруг «Мираторга». Ну хорошо, если сегодня уровень налога не устраивает, примете поправку в областной закон и понизьте его до того значения, который область считает приемлемым. Теперь это технический вопрос.

В нынешнем варианте транспортное законодательство Курской области осталось таким, как было в 2017 году, когда работала администрация, возглавляемая мною. До того времени 5 лет транспортный налог в Курской области вообще не повышался. А у соседей каждый год вносились какие-то изменения в сторону увеличения.

Мы тогда делали аналитику по транспортным налогам соседних регионов и выяснили, что в Орловской, Белгородской, Воронежской областях он был значительно выше, чем в Курской области. Поскольку большинство наших регионов дотационные, в том числе и наш, Министерство финансов Российской Федерации настойчиво рекомендовало нам использовать внутренние резервы, как это делают соседи.  Вот тогда и было принято решение о повышении налога на транспорт.

В тоже время нужно отметить, что Федеральным законом от 03.07.2016 года №249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» освобождены от налогообложения физические лица и организации в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы. В связи с предоставлением собственникам большегрузных автомобилей данной льготы предполагалось снижение поступлений транспортного налога в 2017 году и последующие годы в бюджет Курской области более 211 млн. рублей ежегодно.

По этим основаниям Курская областная Дума поддержала повышение транспортного налога и проголосовала за повышение. Не хочу ни о ком говорить что-либо плохое, но это было коллективное решение. И также, повторюсь, можно это изменить.

Повышение ставок транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, применяется  с 2018 года, а срок уплаты налога за 2018 год по новым ставкам установлен 1 декабря 2019 года. Это вопрос рабочий, не нужно его политизировать, если мы живем в рыночных условиях, следует вовремя реагировать на ситуацию и принимать соответствующие решения, как это сделал Роман Владимирович Старовойт. Он внес новый законопроект по транспортному налогу. Значит, есть другие резервы в нынешнем областном бюджете.

- Оглядываясь на прошлые годы, в том числе на лихие 90-е, и когда Вы руководили Курской областью, что хотелось бы исправить или сделать, будь у Вас такая возможность?

- Можно много говорить о лихих 90-х… Очень сожалею о том, что в средине 90-х годов у нас, в отличие от наших соседей белгородцев, дела шли по-другому. Тогда в стране шел экономических раскардаш. В Курской области он носил классический характер.

- Почему?

- Потому что вторую половину 90-х ее возглавлял господин Руцкой со своей командой, прибывшей большей частью из Москвы. Он подобрал себе единомышленников и в регионе. И Курская область практически не развивалась, а Белгородская хоть и не прогрессировала особо, но и здорово не падала. Грамотная работа администрации Евгения Степановича Савченко, состоявшая из белгородцев, делала все, чтобы их регион прочно стоял на ногах.

Я очень сожалею, что на выборах в 1996 году, когда я был в левом движении, было принято решение, в том числе и «товарищем» Зюгановым, чтобы я снял кандидатуру на выборах губернатора Курской области, и был кинут призыв, чтобы все патриотические силы поддержали Руцкого. Мы бы победили на 4 года раньше, и тогда такого развала, который состоялся к 2000 году, у нас не было. Мы бы этого не допустили. Впоследствии Курская область доказала, что умеет работать, но это случилось после того, как мы ликвидировали наследство, доставшееся от руцкистов. Вот об этом я сожалею.

Что касается периода, когда я работал руководителем региона, то сожалею, что не удалось мне убедить руководство Министерства культуры помочь нам с материальной базой учреждений культуры, которая оставляет желать лучшего. Это наш областной краеведческий музей, картинная галерея, театр кукол, и другие.

Насколько раз выходил с этими вопросами в Минкультуры, в Правительство РФ, даже удалось подключить к этому вопросу Патриарха Всея Руси Кирилла, но к сожалению, решить эти вопросы так и не удалось.

- А чему можно порадоваться, вспоминая то время?

- Многое удалось сделать полезного для Курской области нашей администрацией. Сейчас строится атомная станция. Нам почти 9 лет пришлось пробивать этот вопрос, хотя он не регионального, а федерального уровня, так как наша АЭС питает электроэнергией 19 регионов страны.

Этот проект имеет также большое социально значение. Кто знает, как сложилась бы судьба целого города-спутника Курчатова с населением порядка 50 тысяч человек, если бы не строительство новой АЭС? Из города-спутника он мог бы превратиться в город-призрак.

Кроме культуры, о которой я уже сказал, в других масштабных вопросах мы нашли поддержку на федеральном уровне. И я благодарен за помощь Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

Ну и конечно я благодарен курянам. Когда спрашивают, а кто это сделал, отвечаю всегда - это жители нашей области. Регион – это большая семья. Ведь принять решение - это одно, а умело его реализовать без поддержки на местах трудно. Работая локоть об локоть с курянами, мы создали основу того, что позволяет нашей области считаться пока одним из лучших регионов Российской Федерации.

- Как Вы относитесь к укрупнению муниципальных образований в Курской области? Что даст эта реорганизация, и что целесообразнее объединять, районы или сельсоветы?

- Любая революционность такого рода чревата не только позитивными, но и отрицательными последствиями. Рациональность есть в объединении муниципалитетов низового уровня. Если не ошибаюсь, у нас их число в 2018 году составило 348, а 2006 году  всех муниципальных образований было 530. После объединения можно выйти на уровень в 310-320 муниципальных образований. Но нужно подходить к данному вопросу взвешено и прежде посоветоваться с людьми.

Что касается объединений муниципальных районов, считаю, что делать это не нужно. Такая реорганизация вызовет много неразберихи и кривотолков. А где-то и с потерей управляемости на ряд лет. Территория, где останется районный центр, окажется приоритетной, а присоединенный район будет думать, что ему мало уделяют внимания. Вместо развития можно получить обратный эффект. Наша страна через подобные реформы проходила, причем на разных уровнях. Вспомнить хотя бы хрущевские преобразования, особенно 1954 года.

- Как можно записаться к сенатору А.Н. Михайлову на прием? Сколько людей Вы приняли за последнее время? Какие проблемы удалось решить и помочь людям?

- На прием можно записаться в офисе на Красной площади, 6, (кабинет 221), а также в офисе в Москве на Новом Арбате, 19. Также стараюсь проводить прием граждан на местах, где проходят встречи с людьми. Как член Политсовета партии «Единая Россия» я тоже веду прием. Несколько раз принимал граждан в приемной Д.А. Медведева, который находится в офисе партии в г.Курске.

В последнее время ко мне поступило 47 обращений в Курске и 30 обращений в Совет Федерации. Люди знают, что я там работаю, пишут, приходят со своими проблемами. И не только граждане, но и представители организаций и предприятий. Сейчас, например, оказываем помощь в решении газовой проблемы в Рыльском районе, чтобы инвесторы могли там реализовать свои проекты.

Приходилось также принимать меры по защите прав граждан, оказывать другую помощь в рамках действующего законодательства. Эта работа продолжается.

- Благодарим Вас за интересную беседу.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть