В Курске покупателям навязывают услуги

21.08.2006, 00.00
Сегодня практически все крупные дилеры сотовых телефонов предлагают потребителям ДПК - дополнительную проверку качества приобретенного товара. С тем, что она собой представляет, уже столкнулись многие жители Курской области.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара и уменьшения покупной цены. Кроме того, потребитель вправе потребовать замены на аналогичный товар или расторжения договора купли-продажи. В этом случае продавец принимает данный телефон с целью проведения проверки качества товара. Продавец отдает сотовый телефон в сервисный центр, а сервисный центр делает техническое заключение. Однако зачастую в сервисном центре выдают заключение, что дефект в телефоне возник по вине потребителя.

- Результат технического заключения это не приговор, так как при возникновении спора о причинах недостатков товара продавец обязан провести экспертизу этого товара за свой счет, - рассказал руководитель Центра Независимой Потребительской Экспертизы Вячеслав Тетервяков. – Также техническое заключение не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. В случае, когда продавец отказывается оплатить экспертизу, потребитель может сделать её за свой счёт, но если экспертиза докажет, что недостатки телефона возникли не по вине потребителя, продавец обязан возместить ему все убытки, в том числе и расходы на проведение экспертизы. Получить независимую оценку качества телефона можно, например, обратившись к эксперту Центра Независимой Потребительской Экспертизы.

Что делать дальше? Получив экспертное заключение, предъявляйте претензию продавцу, в которой необходимо потребовать возврат денежных средств за приобретенный мобильный телефон, а также возмещение всех понесенных убытков. Такое требование продавец должен удовлетворить в течение 10 дней. А за нарушение срока уплатить потребителю за каждый день просрочки пеню, в размере одного процента цены товара.

Естественно добиться этого самостоятельно вам не удастся. За возмещением убытков надо будет обращаться в суд.

Навязывание услуг происходит не только в точках продаж мобильных телефонов. Так, например, продавцы бытовой техники, активно используют программу дополнительного сервиса. По данной программе, покупатель имеет право на сервисное обслуживание, о чём ему (покупателю) выдаётся Сертификат. Никто не был бы против, вот только ПДС стоит покупателю дополнительных вложений, а производитель предоставляет гарантийное обслуживание бесплатно. Таким образом продавец грубо нарушает ФЗ «О защите прав потребителей», а именно ст. 16 ч. 2 «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Как рассказали в Центре Независимой Потребительской Экспертизы, 11 мая 2004 года курянкой Мелеховой Л.М. был куплен в магазине ООО «Эльдорадо» телевизор Samsung по цене 5890 рублей. При этом без её согласия, был выдан Сертификат программы дополнительного сервиса на два года стоимостью 849 рублей. Назначение сертификата Мелеховой Л.М. не объяснили, что тоже является нарушением ФЗ «О защите прав потребителей» ст. 10 ч. 1. «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».

Курянка, увидев в чеке дополнительную сумму, обратилась к продавцу, который объяснил «...что за эти деньги будут следить за техническим состоянием телевизора» (со слов Мелеховой Л.М.).

Согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель вправе установить на товар гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка, изготовитель (продавец) обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 вышеназванного закона, в том числе и требование о безвозмездном устранении недостатков товара. Данная услуга была предоставлена Мелеховой Л.М. производителем, в частности, установленный гарантийный срок купленного ею телевизора составляет 36 месяцев (трёх лет) со дня продажи товара.

В сертификате программы дополнительного сервиса указано, что владелец данного документа имеет право на сервисное обслуживание: диагностику, чистку и ремонт в течение двух лет со дня выдачи настоящего Сертификата. То есть фактически магазин за определенную плату предоставляет потребителю услугу, которая бесплатно гарантирована производителем данной бытовой техники, ещё и на меньший срок.

Однако продавец вправе принять на себя обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. В таком случае вступает в действие дополнительное обязательство, если оно заключено между магазином и покупателем. В указанном случае программа дополнительного сервиса начала работать со дня продажи. Дата окончания действия договора ПДС – 11.05.2006 г., гарантийные обязательства производителя действуют до 11.05.2007 г. Кроме того, со слов Мелеховой Л.А., услуга, оговоренная в ПДС, ей не предоставлялась.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Магазину была предъявлена претензия, деньги за ПДС Мелеховой Л.А. возвращены.

- Такие договора сеть магазинов «Эльдорадо» заключает с потребителями уже на протяжении трех лет. И всем потребителям, которые обращались к нам в Центр с данной проблемой, были возвращены деньги, добавил руководитель Центра Вячеслав Тетервяков.

По вопросам защиты своих прав, вы можете обратиться в некоммерческую организацию Центр Независимой Потребительской Экспертизы по адресу: Курск, ул. 50 лет Октября, д.1 или по телефонам: 52-94-92, 52-94-93.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть