В Курске начала работу выставка из собраний Эрмитажа

21.09.2018, 12.41
Фото: ИА KURSKCiTY

С сегодняшнего дня в Курской государственной картинной галерее имени А. А. Дейнеки начала работу выставка «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI- XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Главной темой экспозиции стал натюрморт. Заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов объяснил выбор темы так:

- Когда возникло предложение о выставке, мы подумали о возможности показать натюрморт. Это искусство демократичное, всем понятное, будет интересна всем — от пионера до пенсионера.

Всего 41 картина ведущих художественных школ Западной Европы XVI- XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции. В перечне авторов прославленные мастера жанра: А.Брейгель, Я.Брейгель, Ю.ван Хейсум, Дж.Руопполо, М.дель Кампидольо, Ф.Депорт, Ж.Б.Удри. Еще 11 картин из запасников курской галереи им.Дейнеки, это натюрморты Ф.Нолетти, П.деРинга, Я.ван де Велде, Н.ван Верендаля и других. 

XVI-XVII века - время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. На заре его становления на рубеже XVI-XVII веков картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин, наслаждаться видом прекрасных растений даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла идея «vanitas», подсказанная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом, как на картине Яна Брейгеля Младшего(1601-1678) «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами». Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Демонстрация щедрости итальянской природы, изобилия даров благодатного южного лета - вот их содержание. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Мальтезе (ок.1611-1654), представленный произведением «Натюрморт с дыней».
Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны - главной специальности в семье неаполитанских художников Рекко, явившихся основателями данной разновидности натюрморта в итальянской живописи, которая представлена на выставке также великолепной работой венецианского живописца Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена в кухне».

По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века. Картинам, созданным во второй половине XVII столетия и получившим распространение в ряде европейских художественных школ, демонстрирующим битую дичь, свойственна символичность и обращение к теме «vanitas» («Натюрморт с битым зайцем» Петера Снейерса (1681-1752), «Битая дичь в пейзаже» Аллесандро Гори, «Битые птицы» Филиппа Фердинанда де Хамильтона (16401750)).

В XVIII веке декоративные тенденции одерживают верх, и, например, в содержании двух охотничьих картин французского живописца Франсуа Депорта (1661-1743) - «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь» - нет уже ничего символического. Начиная со второй половины XVIII века, бытовые черты активно проникают в натюрморт («Натюрморт с тарелкой и куском сырого мяса» и «Натюрморт с оплетенной бутылью» Карло Маджини (1720-1806)), который, постепенно утрачивая иносказательное начало, присущее многим его разновидностям в пору «золотого века», все больше сближается с бытовым жанром, как, например, в картине «Старик за едой» немецкого живописца Бальтазара Деннера (1685-1749).

Выставка будет  работать до 11 ноября. Вход свободный.

Заместитель директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан отметила, что это уже не первое масштабное событие, которое происходит в рамках фестиваля «Арт-окно».

- Фестиваль создан для того, чтобы давать возможность видеть большое, высокое искусство жителям регионов, больших и малых городов. В этом году планируется очередной новогодний подарок. В прошлом это был Кремлевский балет, в этом, надеемся удастся порадовать курян приездом московской «Геликон-оперы».

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть