В Курске с большим успехом состоялись гастроли Тбилисского драмтеатра имени А.С. Грибоедова

07.10.2016, 14.55 -
Фото: Григорий Кокоровец

Еще в середине лета в Курске появились афиши, возвещающие о приезде Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова. 

Впечатлил также и спектакль, заявленный труппой из Грузии - «Холстомер. История лошади» по мотивам повести Льва Толстого. Безусловно, гастроли драматического театра имени А.С. Грибоедова стали настоящим событием в театральной жизни Курска. Как признавались некоторые из зрителей, они были приятно удивлены тем, что в далекой, теперь уже заграничной Грузии, есть настолько профессиональный русский театр. А когда куряне узнали о том, что наш Михаил Щепкин формировал первую труппу театра имени А.С. Грибоедова более 170 лет назад, они были просто счастливы.

Как оказалось, приезд грузинских гостей состоялся благодаря программе, организованной Министерством культуры РФ, для провинциальных городов нашей страны. И помимо Курска, легендарная труппа посетит еще четыре российских города: Ярославль, Калугу, Тулу и Воронеж.

Директор и продюсер театра Николай Свентицкий заметил, что в репертуаре драматического театра имени Грибоедова — произведения исключительно русских классиков: Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова и других, чтобы нести в массы русское слово, литературу, культуру, дух. А если было бы иначе, то тогда грибоедовский театр не считался бы русским.

Что же касается «Холстомера», то спектакль этот в исполнении грузинской труппы заработал множество наград на конкурсах и фестивалях различного уровня, кроме того, он стал обладателем Гран-при XI Международного театрального форума «Золотой Витязь». Эта без преувеличения легендарная постановка обладает также очень интересной историей создания.

Как рассказал Николай Свентицкий, режиссер спектакля Автандил Варсимашвили приурочил спектакль к 90-летнему юбилею знаменитого актера Евгения Лебедева, имеющего самое непосредственное отношение к «Холстомеру». Ведь именно Евгений Алексеевич в свое время блестяще сыграл главную роль в «Истории лошади» (1975 г.) постановки Санкт-Петербургского БДТ и легендарного Георгия Товстоногова. Посвящение не было случайным, ведь знаменитые актер и режиссер работали в театре Грибоедова.

Как рассказывает Николай Николаевич, представители Санкт-Петербургского БДТ приняли идею своих грузинских коллег о постановке «Холстомера» что называется, «в штыки». Особенно против нее была настроена вдова Евгения Лебедева — Натела Товстоногова и также исполнитель одной из главных ролей в спектакле Олег Басилашвили.

Тем не менее, «Холстомер» был поставлен и первым городом, куда он отправился на гастроли, был Санкт-Петербург. По воспоминаниям Николая Свентицкого, в вечер показа спектакля собрался хоть и полный, но весьма негативно настроенный зал, который, кстати, долго потом рукоплескал грузинским артистам после окончания постановки. Посмотрев спектакль, люди шли сплошной чередой за кулисы, чтобы поблагодарить актеров за игру и первым, кто это сделал, был сын Евгения Лебедева.

Как отметили критики, «Холстомер» Автандила отличается от знаменитой товстоноговской постановки тем, что поднимает гораздо больше тем. Основной идеей у Георгия Александровича было то, как совершается насилие над личностью, которую сгубило тщеславие и расчетливость тех, от кого она зависела.

В «Истории лошади», а вернее ее исповеди режиссер Варсимашвили затронул гораздо более глубокую тему. Холстомер, при всех его достоинствах, родился пегим (пятнистая расцветка), что противоречит породе. И именно это обстоятельство губит его жизнь: сначала отнимает у него любовь — так как его избранница Вязоупуриха предпочитает другого жеребца, затем, вообще способность иметь потомство, что сделали конюшенные «дабы избежать порчу породы». Позже он вроде бы находит утешение в любви к своему новому хозяину — генералу. Но и это счастье длится недолго, потому что обожаемый хозяин, организовав погоню за своей сбежавшей любовницей, вконец загоняет его, подрывая Холстомеру здоровье.

С одной стороны, затрагивается тема человека и его среды. Ведь действительно сейчас очень проблематично пробиться умному, но рожденному в простой и не располагающей связями семье ребенку. С другой стороны — это рассказ того, кто не такой, как все. А если это так, то человека нередко оскорбляют, подвергают издевательствам и даже бьют (что и делают другие лошади с Холстомером).

Хотелось бы отметить, с каким мастерством поставлены пластические этюды в спектакле. Потрясающая пластика актеров создавала у зрителя впечатление, что они действительно не люди, а лошади. Впечатление дополняют костюмы и сценография, которой минимум на сцене, но она такая говорящая! Холстомер периодически подходил к дереву, поднимая в стороны руки, образуя тем самым крест. Этим он напоминал зрителю о еще одной теме в спектакле — теме смирения. Холстомер терпеливо сносит все тычки и побои, обретая взамен мудрость жизни. Режиссер также подчеркнул в финале, что даже после смерти эта, казалось бы, больная и никчемная на первый взгляд лошадь, приносит пользу. Его мясо волчица принесла своим волчатам. То есть, прекратив свое существование, Холстомер поддержал новую жизнь.

Как только отзвучали последние аккорды музыки в спектакле, в зале еще какое-то время стояла тишина — зрителю нужно было осознать все то, что он увидел. А потом зал словно взорвался от аплодисментов, устроив грузинским актерам долгую овацию. И единственное, о чем жалела уходящая публика, было то, что грибоедовский театр привез всего один спектакль.

Фотографии предоставлены Григорием Кокоровецем

Оставить комментарий
У вас осталось: 1000 символов
* Внимание! Комментарии в выходные и праздничные дни добавляются на сайт после модерации.

Новости по теме

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть