В Курской галерее им. Дейнеки открылась выставка картин «Версия LX» Юрия Глюдзы.
Дизайнер-график Юрий Глюдза никогда не оставляет занятий живописью. Выставка ВЕРСИЯ LX, приуроченная к юбилею художника, дает возможность увидеть его работы, созданные за последние 15 лет. Здесь представлено 40 живописных работ – пейзажи, натюрморты, «беспредметные» композиции.
Как рассказали в галерее им. Дейнеки, Глюдза по старинной традиции привязан к пленэру. Пленэрные штудии завершаются большими картинами или даже циклами. Топография последнего десятилетия (и серий картин, за ними последовавших) – Лазаревское с морем и синим небом, критские гавани и корабли, гондолы и Сан Сальваторе Венеции. Лейтмотив, к которому художник постоянно возвращается – родное Закарпатье – Ужгород, Мукачев.
Юрий Глюдза ведет постоянный диалог с предметом, на котором сосредоточено его внимание. Жанр – пейзаж или натюрморт – здесь не существенен. Художник ставит натюрморты, соединяя предметы в красивые группы, как в большой картине, но главной темой остается «одиночество артефакта». В нескольких сериях последних лет с этим названием Глюдза возвращается к вопросу, принципиальному для искусства с начала ХХ века: где пролегает граница между искусством и тем, что им не является – обломок камня, это отколовшийся кусок статуи, или строительный мусор? Мы видим разные предметы. Старый битый кофейник, бутыль или корчажка утратили бытовой смысл, но стали «атрибутом искусства», поскольку заняли почетное место в постановочных натюрмортах. И иная ситуация – тиражный гипсовый муляж Венеры Милосской, головы Нефертити, это знак спасительной «красоты», «изящного искусства» – или совсем наоборот?
За десятилетие написано немало «нефигуративных» работ. Большинство из них связано с натурой самым непосредственным образом: в отличие от многих из нас, художник умеет увидеть в пятнах цвета и тенях от предметов самодостаточную композицию. Анализ превращения «предмета» в беспредметное соединение линий и пятен – суть нефигуративных работ Глюдзы.
Продлится выставка до 27 октября.