Банк ВТБ24 Курск  

Под Питером нашли останки летчиков курского полка

- 26.01.2006, 15.52 - Марина Крапивная
Место падения одного из весьма редких в годы войны самолетов Як-1Б, по словам знатоков из питерского поискового объединения "Северо-запад", было известно давно, примерно с середины 80-х.
Самолет находился в лесу Ломоносовского района Ленинградской области между деревнями Горбунки и Разбегаево. А нашел его Михаил Азаров – человек, увлеченный военной историей своего края. Как шутят его соратники по поиску: "Едва ли не с детства вокруг этой воронки грибы собирал".
– Место в лесу я частенько навещал, изучал обломки, – рассказал Азаров. – Догадался, что самолет класса "истребитель", а вот чей – наш или немецкий – было непонятно. Просто мистика, что за все послевоенное время самолет не тронули черные копатели, будто его что-то охраняло. Версию, что это советский Як-1, подтвердили специалисты, которым я показал фото обломков. Примерно определили диапазон серий этого самолета. Но, чтобы установить все в точности, необходимы были раскопки. Их удалось провести только в этом году при помощи поискового объединения "Северо-запад".
Работы велись с конца августа по октябрь. Место падения самолета представляло собой воронку диаметром приблизительно 2,5–3 метра. На поверхности было не так много фрагментов: стойки шасси, пластины крепления стоек к лонжеронам, куски дюраля.
Часть самолета уходила вглубь, и это вселяло надежду, что в земле сохранилось что-то более существенное. Поисковики надеялись, что летчику удалось выжить, хотя эта местность была очень плотно оккупирована гитлеровцами: сплошные блиндажные городки в лесу, артпозиции, а до линии фронта 6–8 километров.
"Но когда на второй день раскопок мы нашли пистолет "ТТ", все стало ясно… Потом обнаружили частичные костные останки пилота. А вскоре выяснилось, что это самолет серии, которые в полках назывались Як-1Б – их выпустили примерно в начале 1943 года".
К сожалению, сильный удар при падении – вероятность того, что машина начала гореть еще в воздухе, да и пребывание обломков в земле на протяжении 62 лет привели к тому, что большая часть находок превратилась в крошево. И все же, кроме пистолета, поисковикам удалось обнаружить пуговицу с меткой "ВВС РККА", означающую принадлежность самолета и летчика к частям армии, а не флота. Эта маленькая зацепка была очень важной – авиаторы Балтийского флота летали там гораздо чаще.
Опытные искатели сопоставили множество фактов, перелопатили архивные данные по всем самолетам данного типа и летчикам, погибшим там приблизительно в это время. В ходе тщательного анализа выстроилась четкая версия происшедшего.
Поисковики выяснили, что в тех местах в 43-м воевал 14-й гвардейский истребительный авиаполк, на вооружении которого были самолеты Як-1Б. Сейчас он базируется в поселке Халино под Курском. По мнению поисковиков, погибший – штурман этого авиаполка Михаил Тараненко. Для уточнения информации дали объявление на известном авиасайте. Так удалось выйти на майора Семака, занимающегося архивами курского полка. По его словам, Тараненко пропал в районе населенного пункта под названием Павкуля. Необычное название подтолкнуло курян к мысли, что это было где-то в Эстонии, так как в архивах есть сведения о том, что истребители 14-го полка в 43-м сопровождали бомбардировщиков в Сааремаа.
Однако питерские поисковики отвергли это предположение. Выяснилось, что Павкулей называлась деревня в Ленинградской области, расположена она была как раз недалеко от места падения Яка. Во время войны деревня исчезла с лица земли, и о ее существовании знали лишь местные краеведы.
Таким образом, сопоставляя курские архивы и сведения питерцев, выясняется, что с сентября по ноябрь 1943 года истребители Як-1Б сопровождали самолеты Пе-2 на бомбометание по артиллерийской батарее противника в районе Павкули. Видимо, именно в одном из тех боев погиб Михаил Тараненко. Согласно документам, произошло это 7 ноября 1943-го.
О летчике-герое известно немного. В момент гибели ему было всего 24 года, но в РККА он служил уже с 1937-го. Его общий налет составлял 204 часа, на счету летчика – 11 воздушных боев, 5 самолетов противника, сбитых лично, и два в группе. В архивах курского полка много фотографий. Возможно, есть на них и Тараненко. Но, увы, многие снимки не подписаны, а свидетелей тех лет почти не осталось в живых. Их поиск, а также поиск родственников пилота продолжается.
По обычаю, на месте раскопок над останками пилота православный священник отслужил панихиду. Захоронение будет позже. Возможно, в нем примут участие представители 14-го ГвИАП.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
закрыть