Банк ВТБ24 Курск  

Курская делегация получила в Ярославле позитивный опыт

- 17.08.2005, 12.09 -
Две недели назад делегация администрации города Курска и членов курского Интеллект-клуба посетила Ярославль. Цель визита - рассмотреть опыт развития местного самоуправления, в частности разработки и принятия Устава города. О поездке KURSKCiTY.RU рассказал член Интеллект-клуба Курской области, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета управления и связей с общественностью Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Владимир Шаповалов.
- Почему был выбран Ярославль? Во-первых, всегда нужно ориентироваться на лучшее – в этом смысле Ярославль является показательным примером – большой, промышленно-развитый город, демонстрирующий весь постсоветский период, имеющий высокие темпы развития. Город, с налаженной системой управления.
Во-вторых, Ярославль - один из первых включился в реформирование системы местного самоуправления и в положенный срок там был принят Устав города, который уже сейчас действует и, в соответствии с этим Уставом, функционирует местная власть.
Посещение Ярославля убедило нас в том, что действительно есть целый ряд моментов, которые мы можем использовать в нашем опыте. Необходимо сказать, что в Ярославле на обсуждение было вынесено два альтернативных проекта Устава. Это большое достоинство. Ведь принятие решения по любому вопросу будет гораздо более объективным, если есть выбор. Такая альтернатива в Ярославле была – проект, разработанный рабочей группой администрации и депутатов и второй проект, который разработала оппозиция – ярославская магистратура (так в Ярославле называется группа оппозиционно настроенных депутатов, включающих предпринимателей города).
Оба проекта были одновременно опубликованы в одном номере городской ярославской газеты. Хочу подчеркнуть один момент - в Ярославле состоялось широкое обсуждение двух проектов Устава, при участии населения и общественных структур. И, в конце концов, был принят вариант, который разработала администрация, но в него были включены существенные изменения и дополнения, в том числе из альтернативного проекта. Таким образом, работа оппозиционных депутатов не ушла в стол, а оказалась востребованной.
Второй момент, на который следует обратить внимание, состоит в том, что в ярославском Уставе очень чётко, подробно и обстоятельно прописаны формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это очень важно, потому что иногда люди однобоко понимают Устав города и что в него должно входить. Некоторые считают, что это только структура органов власти, иными словами, как должен избираться мэр – народом или депутатами, как должна формироваться администрация и кто должен быть во главе администрации. На самом деле, Устав включает в себя не только структуру органов власти, но и права населения, его реальные возможности участвовать в управлении городом.
В таком смысле ярославцы имеют позитивный опыт. В их Уставе особенно подробно расписаны статьи положения, посвящённые территориально-общественному самоуправлению. То есть, в форме самоорганизации граждан для решения насущных вопросов на уровне городских районов, кварталов, улиц, домов и дворов. Это старые, известные по советским временам, уличкомы, домкомы и т.д. Это как раз и есть нынешнее территориально-общественное самоуправление. Это нижний уровень власти, создаваемый народом по своей инициативе для того, чтобы решать вопросы благоустройства, озеленения, развития жилищно-коммунального хозяйства, уборки мусора. Мы ведь часто сетуем на то, что возле дома не растут деревья, что никто не убирает мусор, что в подъезд страшно войти, что весь дом исписан разными надписями, а это всё зависит от нас. И если мы сами не будем следить за тем местом, в котором живём, никто за нас это делать не будет. Ради этого люди должны объединяться и каким-то образом решать эти проблемы.
Так делают в Ярославле - практически весь город поделён на ТОСы – территориальные органы самоуправления. В каждом районе есть такие органы, всего в городе их около пятидесяти. И это, конечно, позитивный опыт, потому что такие органы приводят к самоорганизации граждан, к тому, что люди становятся более ответственными. И это действительно сказывается, потому что мы видели Ярославль своими глазами – город чистый и красивый, внутренняя городская культура и эстетика находятся, к сожалению, на более высоком уровне, чем в Курске. И не последнюю роль в этом играет то, что граждане в составе органов территориального самоуправления сами на местах решают эти проблемы.
Ещё один положительный опыт, который, без всякого сомнения, должен быть в Курске внедрён, состоит в том, что в Уставе города Ярославля есть положения, посвящённые правам, и что более важно, обязанностям горожан. Хочу подчеркнуть, что это новшество.
Законодательство не предусматривает, что в Уставе города должно быть положение о правах и обязанностях горожан, но и не запрещает этого. Поскольку Устав – это городская Конституция, а в любой Конституции есть права и обязанности гражданина страны, то почему бы не прописать права и обязанности горожан. Конечно, содержание этой нормы носит декларативный характер, и ясно, что если человек не будет выполнять свою обязанность, то его напрямую никто не привлечёт к административной ответственности. Тем не менее, наличие данных норм очень важно и полезно с точки зрения воспитания гражданственности. К примеру, на каждом американском доме есть государственный флаг, а в России они висят только на госучреждениях. Американцы всегда встают и гордятся свои гимном, а россияне, вплоть до ответственных государственных чинов не знают текст гимна. Но ведь ответственность, идентификация себя, как гражданина своей родины начинается не с огромной страны, а с того места, где человек живёт. Если человек будет гордиться своим городом, если он будет знать, что он ответственен перед собой, своими детьми, своими соседями за то, что происходит, то он будет хорошим гражданином, вне всякого сомнения. Отсюда начинается воспитание гражданственности, и чем больше мы будем уделять внимание этому, и, в первую очередь, в Уставе города, тем будет лучше.
Надо сказать, что в Ярославле курскую делегацию принимали очень радушно, с нами работало большое количество чиновников муниципальной власти, встречался сам мэр. Всё, что мы просили – все документы и комментарии были предоставлены. Поэтому мы привезли достаточно богатый опыт и большой материал.
Конечно, не стоит бездумно копировать опыт любого города, даже если в этом городе идеально работает местная власть. Ведь условия в Ярославле и в Курске совершенно разные. Например, бюджет Ярославля более чем в четыре раза больше, чем бюджет города Курска, и это тоже нужно учитывать.
Всё, что мы в Ярославле посмотрели, было изложено в докладной записке на имя главы города Курска. После этого состоялась встреча с главой - участники делегации, в том числе члены Интеллект-клуба, поделились своими впечатлениями и наблюдениями с Виктором Суржиковым. Будем надеяться, что какие-то элементы позитивного опыта Ярославля будут учтены в Курске.
КURSKCiTY.RU
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
закрыть