26.11.2012, 10.32 - Елена Трынкина

Евгений Поплавский:: Есть такие вещи, через которые никогда нельзя переступать, — в первую очередь это порядочность

Евгений Поплавский: Есть такие вещи, через которые никогда нельзя переступать, — в первую очередь это порядочность

Есть такие актеры, которые не нуждаются в представлении. Именно таким и является герой нашей сегодняшней встречи - народный артист России, ведущий актер Курского драматического театра Евгений Поплавский. В этом году любимый актер отпраздновал свой 65-летний юбилей. О жизни в театре и вне его стен, о доброте и порядочности Евгений Семенович рассказывает в эксклюзивном интервью ИА KURSKCiTY.

- Евгений Семенович, желание стать актером пришло из детства?

- Да, я мечтал об этом еще с очень раннего возраста. Возможно, это желание сидело во мне где-то на генетическом уровне. Дело в том, что мой отец хотел стать актером и даже начинал когда-то в Брянском драматическом театре. Однако после войны отец вернулся с потерей зрения и уже не смог вернуться к театральной деятельности. Но 45 лет самодеятельности вместе с моей матерью они все же отдали. И меня приводили в клуб, где сами выступали. Ходили мы вместе и в театр. Как сейчас помню, я, маленький, забирался на балкон, с превеликим удовольствием смотрел спектакль по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» и говорил: «Я тоже так могу!». А отец улыбался и отвечал: «Погоди, этому надо учиться».

- И Вы пошли учиться...

- Сначала я отправился в драмкружок при Дворце пионеров, а уже затем поступил в Саратовское театральное училище. Мне очень повезло: учился я с хорошими педагогами, с хорошими актерами, которые впоследствии стали знаменитыми на всю страну. Среди них Олег Янковский, Владимир Конкин...

- После окончания театрального училища куда Вас определила судьба?

- Мы вместе с курсом уехали в далекий Барнаул, в театр юного зрителя. Там за первую свою роль, сыгранную в спектакле Зиновия Паперного «Человек, похожий на самого себя», на Всесоюзном фестивале артистов театров я был удостоен диплома первой степени. Это стало неожиданностью для меня и дало возможность поверить в себя. Для начинающего актера такая победа, безусловно, важна.

- И все-таки Вы вернулись на свою родину, в Брянск...

- Да, всему свое время. Я понял, что для ТЮЗа я уже несколько «перезрел», и мне там делать нечего. Решил, что хватит играть кошечек, собачек, «старшего пенька», пусть даже с тяжелой судьбой. После Брянска служил в Мариупольском театре, затем — в Орловском, где, кстати, и познакомился с Юрием Бурэ. Он пригласил меня в Курский драматический театр, которому отдал вот уже 24 года.

- Евгений Семенович, сезоны 2001-2009 годов наш театр проводил без Вас. Известно, что в эти годы Вы играли на сцене Челябинского театра драмы.

- Вы знаете, я благодарен судьбе, что у меня была возможность, и не одна, поработать в нескольких театрах. Лично я не разделяю мнения, что артист должен проработать в одном театре чуть ли не всю жизнь. Новый город, новый театр — это такая хорошая встряска для актера! Ты приезжаешь в другой театр и понимаешь, что ты полный ноль для всех, несмотря на все твои звания и заслуги. Никто не знает, как ты играл ранее, все приходится начинать с нуля. В Челябинском театре я буквально бросился с головой в омут, показал все, что умею, и занял свое место. Исполнял ведущие роли, был много востребован и как вокальный исполнитель. Однако климат города, отличный от того, где я родился и прожил всю свою жизнь, плюс плотный репертуарный график — все это повлияло на состояние моего здоровья. Врачи посоветовали мне вернуться на родину.

- Вы состоялись не только как актер, но и как режиссер, как вокальный исполнитель. Планируете ли Вы продолжить работу в данных направлениях?

- Что касается вокала, то, надо отметить, мне еще в школе очень хотелось петь. Причем когда заставляли петь в хоре, мне это не нравилось, потому что я понимал - в хоре меня не будет слышно. Одно время я серьезно задумывался, чему же мне все-таки отдать предпочтение — театральному или вокальному искусству? В итоге я решил, а почему бы мне не заняться серьезно и тем, и другим. Ведь тому есть немало примеров: Владимир Трошин, Леонид Утесов, Марк Бернес, с которым, кстати, я был знаком, и именно он благословил меня на песню. В течение жизни я много выступал с вокальными программами, в том числе вместе с государственным академическим ансамблем «Малахит», в моем репертуаре около 200 песен. Сейчас я меньше занимаюсь вокалом, тому есть ряд причин, в числе которых и проблема поиска своего зрителя, а это дело не из простых.

- Давайте поговорим о Вашей режиссерской деятельности. В Курске с огромным успехом идет пьеса «Голодранцы и аристократы», режиссером которой выступили Вы. Какие постановки еще в Ваших планах?

- Я должен сказать, что прежде чем поставить какой-либо спектакль, нужно найти пьесу, нужно почувствовать, что она твоя. Ее надо увидеть своей душой, своим умом, своим сердцем. Только тогда я могу прийти к Юрию Валерьевичу и сказать: «Я готов попробовать поставить новый спектакль». Сейчас очень трудно найти достойную пьесу. Я не приветствую, когда на сцену выводят все самое низменное, что есть в нашей жизни, тем более мат, который ни в коей мере не может быть предметом для изучения искусства.

- Вы восстановили детский спектакль «Кот Леопольд», за что Вам отдельное спасибо. Вы же, кстати, и первый исполнитель Леопольда. Какой он, по-Вашему, этот герой?

- Я всегда ставлю перед собой задачу: что именно я хочу показать детям в спектакле. В данном случае она такова — призвать юных зрителей к простой заповеди: «Ребята, давайте жить дружно!». Сейчас эта фраза особенно актуальна — нам не хватает доброты и культуры. Ведь можно прочитать Чехова или Гоголя, а потом подойти и ударить, к примеру, свою жену. А можно быть необразованным человеком, но иметь столько внутренней интеллигенции!

- В одном из новых спектаклей «Божьи одуванчики» Вам отведена роль обычного, с виду ничем не примечательного слесаря, который по ходу пьесы открывается зрителю совершенно с иной стороны. Расскажите, как Вы вживались в эту роль? Кто он, Ваш герой?

- Когда я получаю распределение на ту или иную роль, вначале прежде всего стараюсь познакомиться с материалом. Потом уже как бы со стороны пытаюсь увидеть человека, которого мне предстоит играть со сцены. Если я увидел, кто он, значит пьеса будет сыграна так, как надо. Так вот, в «Божьих одуванчиках» я увидел обыкновенного маленького человека со своими проблемами, со своей бедой. Но человек этот, как выясняется впоследствии, добрый, хороший, просто жизнь не сложилась. Впрочем, как и у всех героев этой грустной, трогательной истории. Если разобраться, все герои пьесы - хорошие люди, но жизнь повернула так, что им надо как-то выживать, и каждый пытается это сделать по-своему. У всех своя правда. Но люди в этом спектакле, вновь подчеркну, хорошие. Жизнь взяла за горло, надо выживать, при этом каждый хочет любить и быть любимым, несмотря на свой возраст.

- Евгений Семенович, за все годы, проведенные Вам на сцене, наверняка были какие-то непредвиденные случаи, казусы. Поделитесь с нами, пожалуйста.

- Безусловно, на сцене бывало всякое. Никогда не забуду случай, который происходил в спектакле «Крестный отец». Мой партнер по сцене в одном и том же месте постоянно забывал текст. Вот подходит его очередь говорить, а он смотрит на меня и молчит. Походит-походит по сцене и спрашивает: «Ну, как профсоюзы?». А я думаю, что ему сказать, и отвечаю: «Нормально, работают, а что?». Он в ответ: «Нет, ничего», поворачивается и уходит. Был еще такой казус в Брянском театре во время сказки «Аленький цветочек». По ходу действия мать девушки должна превращаться в Бабу Ягу, при этом она остается в облике матери. И вот актриса, уж не знаю как, попутала мезансцены, выскочила и стала кричать голосом Бабы Яги. Потом, правда, быстро опомнилась. Так что всякое бывает. Но мы всегда стараемся достойно выйти из подобных ситуаций, так, чтобы публика ничего не поняла. Другое дело, когда пьеса поставлена в стихах: вот тут-то приходится действительно нелегко.

- С Вами такое происходило?

- Да, было дело во время спектакля «Маскарад» Лермонтова. Я забыл ответную реплику, а выкручиваться как-то надо. Тогда я говорю «Тсс!..» и на цыпочках выхожу за кулисы - вроде бы глянуть, не подсматривает ли кто. Оказавшись за кулисами, быстро пытаюсь выяснить у помощника режиссера, что же я должен говорить. А она хаотично начинает искать по тексту мою реплику, не может найти, а время то идет. Я махнул рукой, выбежал на сцену и тут меня будто осенило — вспомнил текст! Публика ничего, к счастью, не поняла, но зато я понял, что вот так люди получают инфаркты и инсульты.

- Расскажите о Вашем хобби, чем увлекаетесь в свободное время?

- Увлечений очень много. Например, занимаюсь фото- и видеосъемкой. Люблю снимать природу. Сам монтирую разные фильмы, делаю слайд-шоу, а потом рассылаю записанные диски друзьям, родным. Также люблю дачей заниматься. Выйдешь весной в сад, когда он весь в цвету, и просто душа радуется!.. И дело не в количестве собранных помидоров или огурцов, а в самом пребывании там. Я убежден, у человека обязательно должно быть такое место, где бы он мог отдохнуть от своих житейских проблем, от работы. Люблю у костра посидеть, посмотреть на звездное небо, попробовать увидеть НЛО, которое я так долго мечтал увидеть и все-таки однажды увидел и даже заснял, а снимок потом на местное телевидение отдал. Люблю оставаться на даче с ночевкой, когда никуда торопиться не надо, а можно вот так вот не спеша посидеть вечерком на свежем воздухе, попить чайку с листочками малины, черной смородины...

- Какие праздники Вы любите?

- Я человек непредсказуемый, и список любимых праздников у меня периодически, так сказать, обновляется. Всю жизнь любимым праздником у меня был Новый год - праздник без политики, как я его всегда называл, где главными действующими лицами выступают Дед Мороз, Снегурочка, волки, зайцы, Баба Яга... Помню, в детстве, когда мать ночью развешивала на елке конфеты, я вставал и тихонечко подсматривал, а наутро мама удивлялась, куда это наши конфеты деваются? А вот в том году что-то совсем не было никакого желания встречать Новый год. Я так подумал: «Ну какой может быть Новый год? Ведь завтра нас ждет все то же самое, что и вчера, те же проблемы, которые кочуют из года в год, и ничего не меняется в лучшую сторону». Так что ни елку не ставил, не отмечал праздник.

- От каких принципов в жизни Вы никогда не станете отказываться?

- От порядочности. Можно поссориться, вспылить - это нормально. Но существуют такие вещи, через которые никогда нельзя переступать — это порядочность. Что я подразумеваю под этим понятием? Не обидеть человека, не унизить его, не предать, помочь, чем можешь, не оскорблять чувства человеческого достоинства — это самое главное. При этом не позволять, чтобы и тебя оскорбляли. Это мое кредо, которого я стараюсь придерживаться.

- Евгений Семенович, этот год стал юбилейным — и для Вас лично, и для театра. Что бы Вы хотели пожелать себе, театру и зрителям?

- Как бы это ни звучало банально, но себе прежде всего я бы пожелал здоровья. Когда актер болен, лихорадит весь театр. Особенно непросто, если у тебя роль центральная, а билеты уже проданы. Все кругом начинают нервничать, переживать. Если же говорить о творчестве, то, как это ни странно, хотелось бы играть меньше. Пусть это будет одна роль, но хорошая в спектакле желательно из классики, с хорошей драматургией. Что касается театра, то пожелал бы, чтобы зал всегда был полным. К счастью, нам не приходится жаловаться на заполняемость зрительного зала, каждый вечер партер практически полон. Значит люди зачем-то идут в театр, после работы, уставшие, предпочитая вечер провести в этих стенах, нежели дома перед телевизором. Так что в качестве пожелания зрителям хотел бы сказать: «Ходите в театр, а мы будем стараться оправдывать ваше доверие!».
 

закрыть