02.07.2012, 18.00 -

Юрий Соломин:: Театр - вещь эмоциональная, очень сердечная

В Курске завершились гастроли Государственного Академического Малого театра. В течение недели любимые актеры радовали курян на сцене областного драматического театра. Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин между спектаклями провел ряд встреч с представителями региональных СМИ, на которых поделился впечателениями от встречи с курской публикой, рассказал о проблемах современного театра и киноискусства.
Юрий Соломин: Театр - вещь эмоциональная, очень сердечная

В Курске завершились гастроли Государственного Академического Малого театра. В течение недели любимые актеры радовали курян на сцене областного драматического театра. Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР [strong]Юрий Соломин[/strong] между спектаклями провел ряд встреч с представителями региональных СМИ, на которых поделился впечателениями от встречи с курской публикой, рассказал о проблемах современного театра и киноискусства. [br][strong]- Юрий Мефодьевич, Вы на сцене более полувека, волнуетесь ли перед каждым выходом?[/strong][br] - Волнуюсь, конечно, волнуюсь. Это только кажется, что не волнуешься, на самом деле это не так. В Курске накануне первого спектакля я целый день повторял текст. Новое место, новый зритель, даже новая рубашка, которая сейчас на мне, - все это, безусловно, действует на меня. Театр - вещь эмоциональная, очень сердечная. Очень много зависит от зрителя, ведь он дает большой стимул. [br][strong]- Ваше знакомство с курским зрителем состоялось. Каковы Ваши впечатления?[/strong][br] - Мы не можем сказать, что курский зритель лучше или хуже, к примеру, орловского или тамбовского, но то, что он лучше московского, это так. Понимаете, московская публика избалована. Избалована какими-то новыми решениями в постановке спектаклей. Мы убеждены, что трогать классиков нужно очень осторожно, наш театр не подменяет никакие слова современными, костюмы той эпохи - на джинсы и футболки. История есть история. [br][strong]- А как на Ваш взгляд, сегодня обстоит дело с кинематографом?[/strong][br] - Ну что я могу вам сказать?.. "Кина" нет! Очень жаль, что приходится констатировать этот факт, поскольку в наше время есть и довольно хорошие артисты, причем даже молодые. Сейчас надо выбирать кино, но выбирать становится очень трудно. Вот смотришь сценарий, который мне предлагают: вроде сериал небольшой, роль третьего плана, думаешь, ладно, попробую. В одном сериале меня заинтереосовала тема, которая поднималась, - тема пожилого человека. Что в итоге получилось из задуманного, мне сейчас даже произносить стыдно название этого фильма. [br][strong]- А есть ли все-такие такие работы, за которые Вам как актеру, снимашемуся в них, не стыдно?[/strong][br] - Фильм "Тяжелый песок", у нас с [strong]Людмилой Поляковой[/strong] там были небольшие роли. Зная произведение, зная автора, мне не стыдно за этот фильм, не стыдно за то, что я там делал. Да и тема, которая поднималась в нем, это так сказать "больное место". В свое время я много снимался и в остросюжетных фильмах. Понимаете, очень важно, когда ты работаешь в кино с профессионалами. Огромное количество текста, который постоянно переделывают и дают тебе исправленным порой уже в самой гримерке, работа на съемочной площадке по 12 часов. Вот и результат. Кроме того, я считаю, такие вещи, как культура, футбол и медицина не должны иметь никакого контакта с бизнесом. Это абсолютно разные вещи. Искусство и бизнес не совместимы. В спорте точно также. [br][strong]- Вы футбольный болельщик?[/strong][br] - Нет, я не болелщик. Но мне очень обидно. Раньше в футболе мы ниже третьего места не спускались. А теперь что? Выбываем из "детских игр". Мне все это кажется потому, что раньше играли прежде всего за родину, а сегодня — за деньги. [br][strong] - Юрий Мефодьевич, вот Вы говорите "раньше". А что раньше было еще не таким, как сейчас? Расскажете, может быть, Ваши самые яркие воспоминания того времени?[/strong][br] - Таких воспоминаний очень много. Вот, к примеру, в школе нас, детей, всегда подкармливали. Этот незабываемый момент, когда в классную комнату вносили поднос с ливерными пирожками, и учительница раздавала их своим ученикам. Какой у этих пирожков был вкус! Уже прошло много времени, когда однажды в Москве я увидел лоток с ливерными пирожками. Я купил их, попробовал и понял — не то. У тех пирожков был особый, никогда уже неповторимый вкус — в них был привкус еще того времени. [br][strong]- Малый театр — это театр со своей историей, один из старейших театров России. Расскажите нам о нем.[/strong][br] - Наше закулисье, коридор, старинная мебель — все вызывает уважение. У нас есть своя очень хорошая колокольня. Как колокола были подвешены лет 100-150 назад, а может, и больше, так они и висят. Мы ничего не изменили в цвете, даже в декорациях наших присутствуют в основном желтый, зеленый, синий - цвета стен Малого театра. Когда в 1993-м году мы делали ремонт, ко мне пришел один пожилой человек, работавший в мебельных мастерских. Он сказал, что уезжает в Израиль на постоянное место жительства и желает сделать театру подарок. "У нас так много разрозненной уникальной мебели, что я хочу собрать ее для Вас", - были его слова. Прошло, наверное, полгода, я, честно говоря, и подзабыл про этот разговор. И вот он приходит и говорит: готово. Когда я вошел в свой кабинет, просто остолбенел — все блестело. Я поблагодарил мебельщика, и он мне сказал, эта вся обстановка конца 18-го-начала 19 века. Я вначале растерялся даже, говорю, а как же сидеть на них? Кресло, стулья, огромнейший диван — говорят, что это все из Аракчеевской приемной. И вы знаете, прошло вот уже 20 лет, как в моем кабинете стоит эта мебель, и еще ничего не перетягивали. Мы потом, как это положено, вызывали оценщиков, но диван и стол они не смогли оценить. Сказали, это бесценно. [br][strong]- Сколько в Малом театре в год выходит премьер?[/strong][br] - Должно быть пять премьер. Бывает, что четыре точно, а пятая с кровью получается, иногда она перекидывается на следующий сезон, но в одном году. Вопрос где хранить все декорации. У нас стоит задача, чтобы все костюмы соответствовали тому времени, хоть на 80 процентов. [br][strong]- Юрий Мефодьевич, Вы также преподаете в Высшем театральном училище им. Щепкина. С какими проблемами сегодня Вам приходится сталкиваться как педагогу?[/strong][br] - Сейчас мы вынуждены пойти вразрез всем тем постулатам, которые у нас есть по программе. Вот почему. Первый курс, я начинаю молодым людям рассказывать о таких великих людях, как [strong]Вера Пашенная[/strong], [strong]Игорь Ильинский[/strong], и вдруг понимаю по глазам студентов, что они даже не знают о ком я говорю. Я спрашиваю, кто знает эти имена? Из 36-ти человек руки подняли только четверо. Тогда я спрашиваю, а кто знает [strong]Шварценеггера[/strong]? Разумеется, все знают. Ну что ж начали работать с молодежью. Стали учить отрывки из произведений русской классической литературы, в том числе и из "Идиота". Одного студента, который играет [strong]Рогожина[/strong], спрашиваем, чем заканчивается произведение. И вы представьте, он отвечает, что еще не дочитал. Он два месяца работает, играет центральный персонаж и не дочитал! И это оказалось поголовно. Это проблема. Я говорю, всем дочитать! Нужно ведь прочитать, узнать, что в конце происходит, и только тогда создается образ героя. Сначала все педагоги в ужас пришли. Мы год потратили на то, чтобы учить русскую литературу. [br][strong]- Остается ли у Ваших студентов время на личную жизнь?[/strong][br] - У меня такое правило: никакой любви до четвертого курса. Все, как в армии, запрещено. Понимате, вот у них сразу начинается: я люблю эту, а играть я должен любовь с той, а моя на все это со стороны смотрит. И уже нет той органической отдачи, которая должна быть. [i]Материал подготовила Елена Трынкина[/i]

закрыть