Гонки для меня – это хобби, переросшее в профессию
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Михаил Ухов: Гонки для меня – это хобби, переросшее в профессию

- 2010-06-21 - Анна Москалёва, Анна Сотникова -


Михаил Ухов стал триумфатором первого этапа автомобильных кольцевых гонок RTCC (Russian Touring Car Championship), который прошел в Курске. 52-летний пилот - не просто один из самых известных и титулованных российских автогонщиков. Он еще и классный инженер, который способен намного лучше других разобраться в машине и настроить ее на победу. На протяжении ряда последних лет он соревнуется на автомобилях BMW, неоднократно входил в список 20 лучших незаводских пилотов BMW в мире. Список регалий мастера спорта международного класса довольно внушительный: пятикратный чемпион СССР и России по картингу, двукратный серебряный призер Кубка дружбы социалистических стран, чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам в классе "Туринг" на автомобилях BMW 320, победитель Кубка Volkswagen Polo, обладатель Кубка Восточной Европы в личном зачете, обладатель титула "Гонщик года" (2000). В Курск Михаил приехал с однозначным настроем – за победой. - Как вы пришли в автоспорт? - Меня всегда привлекали автомобили, хотелось знать о них все. Но началось увлечение автоспортом с картинга, который был самой доступной формой занятий. Ну и к тому же, мои одноклассники занимались в кружке картинга, и весь год мне в красках рассказывали, как они катаются, как это здорово. Я еле дождался сентября, чтобы тоже записаться в школу картинга. - Когда вы поняли, что можете чего-то достигнуть в картинге? - К этому моменту я уже закончил школу и поступил в институт. У меня за плечами было несколько побед в чемпионате Москвы среди юношей до 18 лет. А на втором курсе я стал серебряным призером чемпионата СССР среди взрослых и автоматом попал в списки кандидатов сборной страны. Это в неполные 20 лет! Потом у меня был небольшой перерыв, связанный с тем, что картинг меня немного утомил. А еще это было советское время, и я откровенно не видел никаких перспектив в той ситуации. Команда была сильная, но мы не участвовали в чемпионатах мира. Ощущалась сильная нехватка средств, поэтому мы ездили в основном по соседним странам, участвовали в чемпионатах Европы. И показывали весьма неплохие результаты, 11 место на одном из последних чемпионатов заняли. Это был достойнейший результат. - Потом у вас был внушительный перерыв в карьере... - Да, я сделал перерыв с 1985 до 1998 года. Но в этот период не забросил автоспорт окончательно, отошел от дел как гонщик, но работал инженером в раллийной команде - занимался подготовкой двигателей и трансмиссии, ну и так далее. - Что же случилось в 1998 году такого, что вы вернулись за руль? - Просто появилась возможность. Как раз это был переходный период, когда начался резкий подъем автоспорта, появились спонсоры, а вместе с ними и возможность ездить на различные соревнования. Команды начали покупать хорошую технику, и мы вместе с группой единомышленников приобрели первые BMW. - Как вам удалось за 12 лет не растерять навыки пилота? - Не забывайте, что я не занимался садоводством, а работал в автоспорте. А этот спорт - очень активный, как для водителя, так и для механика. Посмотрите, здесь толстячков-то особо нет. Это работа все-таки тяжелая, все время в физическом напряжении, все время бегом, в жару. Да и потом, сама спортивность процесса заряжает. - С чего началось ваше второе восхождение как гонщика? - В 1999 году я начал участвовать в Чемпионате России, а в 2000 году выиграл его. В тот же год занял третье место в чемпионате России по картингу и заработал звание лучшего гонщика России. - То есть и с картингом вы тоже не расстались навечно? - А тогда как раз и в нем появилась возможность выступать на хорошей технике. Да и мне было интересно с точки зрения тренировок поучаствовать в соревнованиях по картингу, хотя было уже и тяжеловато. В картинге очень серьезные физические нагрузки. И тогда мне уже четко стало ясно, что хватит. Хотя я горжусь тем, что в 42 года взял бронзу страны по картингу в самом профессиональном классе. - Можете ли сравнить советскую и российскую автошколы? - Сложно это сделать. Сейчас из ветеранов ездят всего три человека - Владимир Черевань, Виктор Козанков и я. С советских времен изменилась не школа, а требования к гонщикам, поскольку очень много произошло изменений в самой технике - она усложнилась, стала требовать от гонщиков более высокого профессионализма. - А как, на ваш взгляд, обстоят дела с будущим российского автоспорта? - С молодежью сейчас очень сложно, потому что нужные очень большие деньги. Это очень дорогой вид спорта. Каждая из наших машин стоит 250 тысяч долларов, комплект из четырех колес - 45 тысяч рублей, и этого комплекта хватает только на один заезд. Нужен огромный бюджет. Хорошо, что у нас есть спонсоры, но у многих их просто нет. - Что больше всего вас привлекает в гонках? - Сложно уже ответить однозначно на этот вопрос. Это ведь не просто гонки, это профессия. К тому же, я являюсь руководителем команды. Это хобби, которое переросло в профессию и доставляет удовольствие во всех аспектах. - Как относится семья к выбранной вами профессии? - Моя любовь к автомобилям началась с детства, поэтому в другой профессии они меня и не представляют. У меня две дочки и сын, но вопреки ожиданиям, сын не пошел по моим стопам. Во-первых, все по той же причине - дорого. Если выступать на уровне России, то это порядка 30-35 тысяч евро в год. Да и желания у него большого не было, он больше гуманитарий, чем техник. Зная, насколько тяжел этот путь, я решил, что если нет бешеного интереса, то и не надо давить. - А как проходят ваши подготовки к гонкам? - Прежде всего, это техническая подготовка: перебираются какие-то агрегаты, настраивается подвеска, телеметрия, сход - развал. Перед каждой трассой происходит индивидуальная настройка автомобиля. Во время тренировок непосредственно на трассе регулируются амортизаторы, давление в колесах. - А психологически как настраиваетесь? - Волнение, конечно, присутствует, особенно перед стартом, но, правда, уже не так, как было раньше. Ну и сейчас чемпионат только начинает возрождаться после кризиса. Такой конкуренции, какая была пять лет назад, пока нет, особых треволнений не испытываю. - Появление российского пилота в "Формуле-1" для нашего автоспорта - это показатель чего? - Для русского автоспорта это ничего не значит. Это только показатель того, что все страны давно мечтают о "Формуле-1", борются за право проведения этапов, большие деньги в это вкладывают. "Формула-1" - это как вершина в автомобильном спорте, показывает технический уровень развития страны в целом, той самой экономики, о которой так много говорится у нас. И Виталий Петров - единственный человек, который избрал для себя дорогой путь, показал, что он достоин находиться в элите автоспорта, в которой всего-то 24 человека. С большим трудом нашли средства на этот путь, а что будет дальше, я не знаю. Время покажет. Я, конечно, переживаю за него, но с другой стороны - это немного смешно. Такой достойный пилот вырос неожиданно, как гриб. Так быть не должно. Он прошел мимо инфраструктуры автоспорта, но сейчас надо хотя бы этим пользоваться, ведь он же - показатель престижа для страны. - Вы в Курске впервые, что можете сказать о нашей трассе? - Она достаточно сложная, но назвать ее очень хорошей мне трудно. Никогда нельзя сказать "Ох, какая классная городская трасса!". Да, она сложная, опасная, но она грязная и неровная. Для общественного транспорта она вполне пригодна, но для спортивных машин бывает губительной. Но тем не менее такие гонки проводятся, и это тоже часть нашей профессии, в которой главное показать, что ты умеешь. Здесь нет права на ошибку. Любая ошибка - и сразу идет серьезное повреждение автомобиля, поскольку врезаешься или в бетон, или в бордюр. Трасса требует большей концентрации внимания, осторожности. Можно ехать быстро, но с небольшим запасиком, чтобы машину не повредить.