21.06.2010, 15.20 - Анна Москалёва, Анна Сотникова

Михаил Ухов:: Гонки для меня – это хобби, переросшее в профессию

Михаил Ухов: Гонки для меня – это хобби, переросшее в профессию

Михаил Ухов стал триумфатором первого этапа автомобильных кольцевых гонок RTCC (Russian Touring Car Championship), который прошел в Курске. 52-летний пилот - не просто один из самых известных и титулованных российских автогонщиков. Он еще и классный инженер, который способен намного лучше других разобраться в машине и настроить ее на победу. На протяжении ряда последних лет он соревнуется на автомобилях BMW, неоднократно входил в список 20 лучших незаводских пилотов BMW в мире. Список регалий мастера спорта международного класса довольно внушительный: пятикратный чемпион СССР и России по картингу, двукратный серебряный призер Кубка дружбы социалистических стран, чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам в классе "Туринг" на автомобилях BMW 320, победитель Кубка Volkswagen Polo, обладатель Кубка Восточной Европы в личном зачете, обладатель титула "Гонщик года" (2000). В Курск Михаил приехал с однозначным настроем – за победой. [strong]- Как вы пришли в автоспорт?[/strong] - Меня всегда привлекали автомобили, хотелось знать о них все. Но началось увлечение автоспортом с картинга, который был самой доступной формой занятий. Ну и к тому же, мои одноклассники занимались в кружке картинга, и весь год мне в красках рассказывали, как они катаются, как это здорово. Я еле дождался сентября, чтобы тоже записаться в школу картинга. [strong]- Когда вы поняли, что можете чего-то достигнуть в картинге?[/strong] - К этому моменту я уже закончил школу и поступил в институт. У меня за плечами было несколько побед в чемпионате Москвы среди юношей до 18 лет. А на втором курсе я стал серебряным призером чемпионата СССР среди взрослых и автоматом попал в списки кандидатов сборной страны. Это в неполные 20 лет! Потом у меня был небольшой перерыв, связанный с тем, что картинг меня немного утомил. А еще это было советское время, и я откровенно не видел никаких перспектив в той ситуации. Команда была сильная, но мы не участвовали в чемпионатах мира. Ощущалась сильная нехватка средств, поэтому мы ездили в основном по соседним странам, участвовали в чемпионатах Европы. И показывали весьма неплохие результаты, 11 место на одном из последних чемпионатов заняли. Это был достойнейший результат. [strong]- Потом у вас был внушительный перерыв в карьере...[/strong] - Да, я сделал перерыв с 1985 до 1998 года. Но в этот период не забросил автоспорт окончательно, отошел от дел как гонщик, но работал инженером в раллийной команде - занимался подготовкой двигателей и трансмиссии, ну и так далее. [strong]- Что же случилось в 1998 году такого, что вы вернулись за руль?[/strong] - Просто появилась возможность. Как раз это был переходный период, когда начался резкий подъем автоспорта, появились спонсоры, а вместе с ними и возможность ездить на различные соревнования. Команды начали покупать хорошую технику, и мы вместе с группой единомышленников приобрели первые BMW. [strong]- Как вам удалось за 12 лет не растерять навыки пилота?[/strong] - Не забывайте, что я не занимался садоводством, а работал в автоспорте. А этот спорт - очень активный, как для водителя, так и для механика. Посмотрите, здесь толстячков-то особо нет. Это работа все-таки тяжелая, все время в физическом напряжении, все время бегом, в жару. Да и потом, сама спортивность процесса заряжает. [strong]- С чего началось ваше второе восхождение как гонщика?[/strong] - В 1999 году я начал участвовать в Чемпионате России, а в 2000 году выиграл его. В тот же год занял третье место в чемпионате России по картингу и заработал звание лучшего гонщика России. [strong]- То есть и с картингом вы тоже не расстались навечно?[/strong] - А тогда как раз и в нем появилась возможность выступать на хорошей технике. Да и мне было интересно с точки зрения тренировок поучаствовать в соревнованиях по картингу, хотя было уже и тяжеловато. В картинге очень серьезные физические нагрузки. И тогда мне уже четко стало ясно, что хватит. Хотя я горжусь тем, что в 42 года взял бронзу страны по картингу в самом профессиональном классе. [strong]- Можете ли сравнить советскую и российскую автошколы?[/strong] - Сложно это сделать. Сейчас из ветеранов ездят всего три человека - [strong]Владимир Черевань[/strong], [strong]Виктор Козанков[/strong] и я. С советских времен изменилась не школа, а требования к гонщикам, поскольку очень много произошло изменений в самой технике - она усложнилась, стала требовать от гонщиков более высокого профессионализма. [strong]- А как, на ваш взгляд, обстоят дела с будущим российского автоспорта?[/strong] - С молодежью сейчас очень сложно, потому что нужные очень большие деньги. Это очень дорогой вид спорта. Каждая из наших машин стоит 250 тысяч долларов, комплект из четырех колес - 45 тысяч рублей, и этого комплекта хватает только на один заезд. Нужен огромный бюджет. Хорошо, что у нас есть спонсоры, но у многих их просто нет. [strong]- Что больше всего вас привлекает в гонках?[/strong] - Сложно уже ответить однозначно на этот вопрос. Это ведь не просто гонки, это профессия. К тому же, я являюсь руководителем команды. Это хобби, которое переросло в профессию и доставляет удовольствие во всех аспектах. [strong]- Как относится семья к выбранной вами профессии?[/strong] - Моя любовь к автомобилям началась с детства, поэтому в другой профессии они меня и не представляют. У меня две дочки и сын, но вопреки ожиданиям, сын не пошел по моим стопам. Во-первых, все по той же причине - дорого. Если выступать на уровне России, то это порядка 30-35 тысяч евро в год. Да и желания у него большого не было, он больше гуманитарий, чем техник. Зная, насколько тяжел этот путь, я решил, что если нет бешеного интереса, то и не надо давить. [strong]- А как проходят ваши подготовки к гонкам?[/strong] - Прежде всего, это техническая подготовка: перебираются какие-то агрегаты, настраивается подвеска, телеметрия, сход - развал. Перед каждой трассой происходит индивидуальная настройка автомобиля. Во время тренировок непосредственно на трассе регулируются амортизаторы, давление в колесах. [strong]- А психологически как настраиваетесь?[/strong] - Волнение, конечно, присутствует, особенно перед стартом, но, правда, уже не так, как было раньше. Ну и сейчас чемпионат только начинает возрождаться после кризиса. Такой конкуренции, какая была пять лет назад, пока нет, особых треволнений не испытываю. [strong]- Появление российского пилота в "Формуле-1" для нашего автоспорта - это показатель чего?[/strong] - Для русского автоспорта это ничего не значит. Это только показатель того, что все страны давно мечтают о "Формуле-1", борются за право проведения этапов, большие деньги в это вкладывают. "Формула-1" - это как вершина в автомобильном спорте, показывает технический уровень развития страны в целом, той самой экономики, о которой так много говорится у нас. И [strong]Виталий Петров[/strong] - единственный человек, который избрал для себя дорогой путь, показал, что он достоин находиться в элите автоспорта, в которой всего-то 24 человека. С большим трудом нашли средства на этот путь, а что будет дальше, я не знаю. Время покажет. Я, конечно, переживаю за него, но с другой стороны - это немного смешно. Такой достойный пилот вырос неожиданно, как гриб. Так быть не должно. Он прошел мимо инфраструктуры автоспорта, но сейчас надо хотя бы этим пользоваться, ведь он же - показатель престижа для страны. [strong]- Вы в Курске впервые, что можете сказать о нашей трассе?[/strong] - Она достаточно сложная, но назвать ее очень хорошей мне трудно. Никогда нельзя сказать "Ох, какая классная городская трасса!". Да, она сложная, опасная, но она грязная и неровная. Для общественного транспорта она вполне пригодна, но для спортивных машин бывает губительной. Но тем не менее такие гонки проводятся, и это тоже часть нашей профессии, в которой главное показать, что ты умеешь. Здесь нет права на ошибку. Любая ошибка - и сразу идет серьезное повреждение автомобиля, поскольку врезаешься или в бетон, или в бордюр. Трасса требует большей концентрации внимания, осторожности. Можно ехать быстро, но с небольшим запасиком, чтобы машину не повредить.

закрыть