У меня сумасшедшая работа
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Владимир Хотиненко: У меня сумасшедшая работа

- 2010-04-19 -


В Курске известный кинорежиссер Владимир Хотиненко, в рамках кинофестиваля "Свет лучезарного ангела", представил свою последнюю работу, вызвавшую немало споров и разнообразных откликов, - фильм "Поп". Курским журналистам он рассказал о том, как снималась картина, а также о своем отношении к церкви и к отечественной кинематографии. - Как появилась идея создания фильма "Поп"? - Года три назад я случайно столкнулся с бывшим министром культуры РФ Михаилом Швыдковым, который сказал, что как раз меня искал. Он сообщил мне о своем обязательстве перед Святейшим Алексием II попытаться сделать фильм о православной миссии. Я тогда еще удивился: что за "православная миссия"? Я об этом и понятия-то никакого не имел. Тогда он мне на ходу, буквально в двух словах рассказал эту трагичную историю о создании на оккупированной территории православной миссии. Рассказал, как русский священники восстанавливали храмы, как по требованию немцев им пришлось служить литургии в честь вражеской армии. Кто-то из священников отказывался, кто-то соглашался. Немцы стали их арестовывать, главу миссии Сергия Воскресенского избивали. А потом пришла Красная Армия и отправила священников в лагеря. Причем, я представляю, что означает в нашей стране, с нашим менталитетом, считаться предателем. Но я подумал, что сейчас такую ситуацию должны понять. В этом мнении меня поддерживало и то, что за всем этим стояло желание Святейшего. И хотя идея фильма меня заинтересовала, тогда мне было некогда – я был занят на съемках "1612". Вместе с тем я попросил представителей Православной Церкви найти хорошего писателя, который сможет изучить материал по православной миссии и написать книгу. А уже по ней, при условии, что в нашей стране сценаристов категорически нет, я сам напишу сценарий. И они нашли замечательного писателя – Александра Сегеня. Так был написан роман "Поп", по которому потом создавался сценарий. - После того, как вышел фильм "Поп", приходилось ли вам слышать критику со стороны церкви? - Лично – нет. Но мне рассказывали, что, например, какой-то батюшка написал, что Сергей Маковецкий похож скорее не на священника, а на социального работника. Мы пытались не акцентировать внимание на его деятельности как священника, нам этот персонаж был интереснее как человек. Мы даже убрали уже отснятую сцену проповеди. То, что отзывы могут быть различны, было понятно с самого начала, там как история "Псковской миссии" до сих пор обсуждается Церковью, да никто и не призывал относиться к ней однозначно. Мы показали наш взгляд на "Псковскую миссию", но кто-то может снять абсолютно противоположный фильм. Я не могу спорить на тему "Псковской миссии", могу только разговаривать, так как там нет окончательной правды, есть только точки зрения, отдельные истории. - Афиши фильма "Поп" весят в церквях. Как вы к этому относитесь? - Не знал об этом – для меня это сюрприз. Когда мы взялись за этот фильм, то понимали, насколько это сложная проблема. Можно угодить Церкви и сделать фильм совершенно не интересным для людей. Но я видел залы, большие залы, полные людей, которые плакали во время просмотра "Попа" и не хотели уходить. Я на этой картине услышал реплику, которую ни разу не слышал, хотя снял больше двадцати фильмов. Заплаканная женщина произнесла: "Даже уходить не хочется". Один мой знакомый афганец, с которым мы изредка созваниваемся, позвонил мне и сказал, что никогда такого раньше не видел. А в одном из московских кинотеатров, после завершения показа фильма, люди встали и начали аплодировать. Казалось бы, странно: это же кинотеатр, а не театр, где сцена, живые актеры, не премьера – обычный сеанс. Но, тем не менее, люди аплодировали. - В последнее время все больше внимания уделяется религиозной теме, Церкви. Для кого-то это становится прозрением, для кого-то - модным течением. А как вы относитесь к религии? - Я в церковь хожу с 1980 года – в тот год я крестился в Олимпийском, хотя тогда это было небезопасно. Если говорить о кинематографе, то это скорее не мода, а востребованность общества в таких фильмах. Причем таких фильмов вовсе немного: вы наберете, от силы, три – четыре из ста, которые выпускались. Да их и не должно быть много, ведь снять такой фильм это тяжелая работа. Я вот один снял, и то столько шишек наполучал, столько о себе наслушался, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Правда, я и думал, что так будет, я был готов к этому: у нас ведь все же атеистическое общество. - Среди ваших любимых фильмов вы неоднократно называли "Андрея Рублева" Андрея Тарковского. Андрей Рублев, как и любой монах, перед тем, как начать работу над какой-то своей иконой, постился, молился. Вы, перед началом съемок фильма "Поп" делали что-нибудь подобное? - Пост я держу уже давно, если раньше только Великий, то сейчас соблюдаю все посты. Но в то время, когда мы снимали фильм, как раз в Великий пост, я просил послабления: чтобы мне разрешали хотя бы рыбу есть. Иначе просто бы не выдержал – у меня ведь сумасшедшая работа. - Федор Бондарчук говорил о том, что он со своей семьей посещает церковь каждое воскресенье. А как часто посещаете церковь вы? - Для меня посещение церкви стало обязательным, я уже просто не могу без этого: если, к примеру, не схожу на литургию, то явственно ощущаю, что коррозия какая-то начинается. Это почти физическое чувство. - Следующий ваш фильм будет тоже церковной тематики? - Нет, над следующим фильмом я уже работаю, он рассказывает о Федоре Достоевском. Эту картину мне предложил снять телеканал "Россия". Причем, предлагал несколько раз: первый выпал как раз на то время, когда я снимал "Попа". Конечно, пришлось отказаться, так как не было на это времени. Я был уверен, что меня не дождутся. Когда ко мне обратились повторно, я тут же согласился – ведь от таких предложений не отказываются. - Победа на кинофестивале "Лучезарный ангел" является для вас важной? - Это очень важный знак поддержки, знак внимания. И дай Бог этому фестивалю держаться еще многие годы. Он нашел свою, ярко выраженную нишу, и важен для воспитания нового поколения.