Говорить о возрождении российского кинематографа еще слишком рано
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Марлен Хуциев: Говорить о возрождении российского кинематографа еще слишком рано

- 2009-06-09 - Олеся Сидельникова -


В рамках прошедшего в Курске Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер" областной центр посетил кинорежиссер, президент Гильдии кинорежиссеров России, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ Марлен Хуциев. На суд курян он привез свою документальную ленту "Люди 41-го года". - Марлен Мартынович, вы в кинематографе уже более 50 лет, вместе с тем вас принято называть режиссером-шестидесятником... - Ну, это больше условности, я и позже снимал... - Но тем не менее, все ваши известные фильмы ("Застава Ильича", "Июльский дождь, "Два Федора", "Весна на Заречной улице") были сняты именно в 60-ые гг. Последние же 35 лет вы снимаете настолько редко, что для целого поколения кинозрителей как бы перестали существовать. Почему не сложилась творческая судьба в 70-е и 90-е? Вам неинтересно тематика современного кино или просто не хотите снимать конъюнктурные фильмы? - Конъюнктурное кино никогда не хотел снимать и никогда не снимал. К сожалению, у меня есть одна "отвратительная" черта – я не умею проталкивать свои фильмы. Может быть поэтому они так широко и неизвестны зрителю. - За свою творческую карьеру вы смогли попробовать себя не только в качестве режиссера, но и как актер (главнокомандующий в "Интервенции", князь в "Гори, гори, моя звезда", восточный гость в "В день праздника", Луи Блан в "Карл Маркс, молодые годы"). Что для вас сложнее: руководить процессом или непосредственно участвовать в нем? - Ну что я там снимался – так забава, шалость. Но руководить, конечно, всегда сложнее... - Марлен Мартынович, в Курск вы привезли свой документальный фильм "Люди 41-го года". О чем он? - Этот фильм о первых месяцах Великой отечественной войны и о тех, кто ценой неимоверных усилий остановил наступление врага. Основу картины составляют кадры военной хроники, в том числе съемки, которые вели многие фронтовые операторы во время сражения под Москвой в декабре 1941 года. Это прежде всего фильм о молодом поколении. Картину начинают и заканчивают кадры идущих молодых людей – современных студентов ВГИКа. Этим я хотел довести мысль о том, что когда-то вот так же уходили на войну вчерашние школьники, вот идут нынешние студенты, и не дай им Бог испытать ту же судьбу. - В фильме практически не видно коммунистической политической идеологии... - Я не ставил перед собой цель отразить эпоху во всех ее противоречиях. Я просто хотел, чтобы люди с горечью вернулись к тем дням... Вначале картины идут титры "Отстоявшим Родину". Я хотел показать тяжесть войны, кровь, голод, смерть, страшные испытания, легшие на плечи обыкновенных людей. Вот им и посвящена эта картина как знак признательности. - Вы сами озвучиваете фильм - с экрана читаете стихи Александра Твардовского, Давида Самойлова, даете свой комментарий собранной военной кинохронике. Это изначальная авторская задумка? - Да нет, это получилось спонтанно. Когда фильм был уже смонтирован, встал вопрос о том, кто его будет озвучивать. Мои коллеги по картине предложили это сделать мне. Я вначале сопротивлялся, но все же решил попробовать. Когда стал читать стихи, меня охватило такое волнение... Всем понравилось... - Не хотите продолжить военную тему? - Тема войны просто неисчерпаема, Но, во-первых, я сейчас снимаю картину о Толстом и Чехове, и у меня там много работы. А во-вторых, мне уже немало лет... Но замыслы есть. Правда, время сейчас тяжелое - сегодня картины чаще снимают на потребу зрителей, а не ради серьезного эстетического интереса. - Вы сказали о картине про Толстого и Чехова. О чем она и в какой стадии находится? - Фильм сейчас монтируется, правда надо еще кое-что доснять. В основе ленты два эпизода болезни: первая часть о том, как Толстой навестил Чехова во время болезни, вторая – о том, как Чехов навещает больного Толстого. Во время этих визитов они размышляют о жизни, смерти, нравственности... - Марлен Мартынович, сейчас принято говорить о возрождение российского кинематографа. Вы согласны с этим утверждением? -Я пока не вижу возрождения, может быть только подступы к возрождению.