01.04.2009, 14.05 - Анна Сотникова

Евгений Гришковец:: Я не теряю интерес к своей работе

Евгений Гришковец: Я не теряю интерес к своей работе

Недавно наш город посетил режиссер, писатель, драматург, актер, музыкант [strong]Евгений Гришковец[/strong], которого куряне ждали с нетерпением далеко не один год. Глядя на него, складывается ощущение, что с этим человеком можно говорить, говорить и говорить - долго, обо всем. Умный, начитанный, закончивший в свое время филологический факультет, кажется, что Гришковец знает о людях все - так легко он читает мысли зрителей, показывая им свой спектакль, что потом повсюду слышен тихий шепот: "Да, это именно так! Я тоже так делал! Я тоже так чувствовал". Вовсе не удивительно, что мы не отказали себе в удовольствии пообщаться с Евгением не только в качестве зрителя. [strong]- Почему в Курске вы решили исполнить именно спектакль "Одновременно"?[/strong] - Потому что я впервые в Курске. Раньше я начинал знакомство с новым для меня городом спектаклем "Как я съел собаку", но не делаю этого уже два сезона, так как просто не могу его больше играть. В моем активном репертуаре пять спектаклей и взаимоотношения с городом сейчас выстраиваются следующим образом: я приезжаю и, в зависимости от того как прошел спектакль (как это было организовано, какая сцена, какая публика и атмосфера), я потом приезжаю туда раз в полгода и показываю, в течение какого-то времени, все свои спектакли. [strong]- Почему же так долго вы не баловали курскую публику своим присутствием?[/strong] - Честно говоря, я не очень люблю играть по Домам офицеров и Домам культуры. А нужно было принимать какое-то решение, иначе бы я вообще в Курск не приехал. Дело в том, что я предпочитаю играть в театрах драмы: где удобно зрителю и куда он привык ходить, где есть профессиональный свет. Например, на такую площадку как Дом офицеров большую часть своих спектаклей (ни "Планету", ни "По-По") и, в частности, премьеру я технически не смогу привезти, потому что нужны профессиональный свет и звуковое оборудование. Мне сказали, что директор местного драматического театра не любит чтобы у него в театре играли приезжие. Я его понимаю, потому что та антреприза и тот чес, который есть в стране, конечно, утомил всех и даже желание наживы не оправдывает тот кошмар, что возят по городам и весям. Но в данном случаем мне обидно по той причине, что хотя бы тот же спектакль "Одновременно" это репертуарный спектакль, который идет регулярно в Москве в этом же самом виде, и был исполнен на лучших площадках Европы: на фестивалях в Вене, в Берлине, Париже, Хельсинки, Будапеште, Праге. Он переведен на все языки. И то, что нет возможности исполнять спектакль в соответствующем месте, меня, конечно, огорчает. Именно поэтому я так долго тянул с приездом в Курск. [strong]- После выхода книги "Асфальт" вы упоминали, что некоторое время не будете писать, а займетесь вплотную спектаклями. Что же ждет ваших зрителей в этом году?[/strong] - В мае готовлю я готовлю новый спектакль, ведь действительно очень давно не делал премьер - моно-спектакль я не выпускал уже семь лет. Его премьера состоится 3 мая в Москве. Но когда он доедет сюда я даже не знаю. [strong]- В ваших книгах герои часто вспоминают о детстве. Почему?[/strong] - В моих книгах можно встретить воспоминания либо о детстве, либо о таком нежном возрасте, как 12-13 лет, когда все на грани, когда ребенок на грани перехода в юношеское состояние. Но я не детский психолог, занимаюсь своими собственными, при чем, литературными проблемами. И это не мемуарная литература, это не воспоминания. Главное в том, что я пишу о детстве, это почему 35-летний или 40-летний человек вспоминает про детство. Меня интересует "Я" сегодняшний, и даже в воспоминаниях о детстве важно, почему я вспоминаю и какие моменты. Особенно меня интересуют моменты счастья, потому что в том самом детстве было безусловное счастье. В юности - было уже не так много, по крайней мере мы его таким счастливым не ощущали. Я про это очень внятно и коротко высказался в песне "На заре". [strong]- Если уж говорить о говорить о счастье, то счастливый ли вы человек, и что бы вас могло обрадовать или осчастливить?[/strong] - Я был в Париже и нашел купюру в пять евро, и очень обрадовался. Обрадовать меня может многое: подарок на День рождения, дочь написала диктант на "4/5" - я обрадовался ужасно. Потому что до этого были тройки сплошные, и у меня самого, по-моему, никогда не было за диктант такой оценки. Я был счастлив, пошел и купил ей подарок за это. Счастливый ли я человек? Как художник и профессионал, безусловно, я очень счастливый, так как реализован. Как человек - по-разному. Счастье ведь это какие-то очень короткие периоды, моменты. Сейчас у меня очень интересный, азартный период, и в этом много и профессиональной и человеческой радости. [strong]- Вы и режиссер, и актер, и писатель, и певец. В чем бы еще хотели реализовать себя?[/strong] - Если бы хотел, сразу начал это делать. Очень хочется реализоваться в кино, но это связано с тем, что я не имею снимать кинофильмы. Эта работа требует управлять людьми - режиссер управляет людьми в большом количестве, а я это делать не умею и не люблю. А вот сыграть в кино большую роль я бы хотел. Пока у меня есть шесть ролей в кино, но они маленькие. Будет еще роль в фильме "Сатисфакция", к которому я написал сценарий. [strong]- Вас волнует вопрос выпуска книг и количество проданных экземпляров?[/strong] - Когда выпускались первые две книги, я полагал, что ничего в этом не понимаю, и слушал только издателей. Книги получились плохо изданными, меня обманули с тиражом, книги перепечатывались сверх договора, причем где-то в Белоруссии и чуть ли не на туалетной бумаге. Сейчас каждую свою книгу я приношу издателю уже в готовом виде: с выполненной обложкой, которая меня устраивает, на хорошей бумаге. [strong]- Есть ли какие-то люди, из ныне уже не живущих, с которыми вы хотели бы поговорить, что-то спросить?[/strong] - Конечно. Среди них можно назвать [strong]Булата Окуджаву[/strong], академика [strong]Лихачева[/strong]. Хотел бы я задать вопрос и [strong]Андрею Тарковскому[/strong]: "Почему он сделал именно так? И правильно ли я понял его задумку?". [strong]- Сложно ли вам быть успешным писателем?[/strong] - На мой взгляд, успешным быть легко, а вот не успешным совсем непросто. Сейчас издатели предлагают мне аванс за книги, которые я еще не написал. И я не представляю каким образом сейчас писатель может найти своего издателя и не начать, от безысходности, писать сценарии к сериалам. Мне было значительно проще: я стал писателем уже будучи известным театральным деятелем. [strong]- Во время написания книги не теряете ли вы интерес к работе?[/strong] - Нет, к работе я интерес не теряю. Книга становится больше, чем ты сам, и кажется, что она чуть лучше, чем ты можешь написать. Появляется возможность развиваться на основе книги. А вот от героев устаю порядком. В книге "Асфальт" я описывал сцену, в которой главные герои сидели в ресторане. Я писал ее целую неделю каждый день и, признаться, порядком устал описывать обстановку, то что они видят, как и когда к ним подходит официант. Бывало и такое, что я два дня мог писать одну маленькую сценку. Но, тем не менее, от написания книг я получаю истинное удовольствие. Хотя спектакли гораздо более прибыльное дело. До 2004 года я играл по 130 спектаклей в год. Потом у меня появился замысел книги "Рубашка". Но нужно было найти время - и я его нашел, отказавшись от заработков. Последние пять лет, в основном, я только писал книги. [strong]- Реакция от спектаклей и книг различна?[/strong] - Реакция от спектаклей сразу слышна, а книга - она разошлась и ее не стало. Поэтому я просто не знаю, какую реакцию она вызывает. Лишь позже начинаю натыкаться на какие-то отзывы в интернете. А в театре людям сложно два часа не смеяться. Я внимательно держу зал, стараюсь, чтобы спектакль прошел по задуманным правилам. Читая книгу человек, далеко не всегда, может позволить себе всю гамму эмоций, например, засмеяться в голос. В театре же у него есть возможность высказывать свою реакцию, там существует форма диалога. [strong]- В интернете вы ведете свой ЖЖ (Живой Журнал). Насколько он откровенен?[/strong] - Я пишу не о всем, но о том, что пишу высказываюсь в вышей степени откровенно. У каждого человека есть ведь разные стороны жизни, и разные воспоминания. Некоторые из них не стоит выносить на публику. [strong]- И несмотря на такую активность в интернете вы все еще не умеете самостоятельно работать за компьютером?[/strong] - Да, печатаю я очень медленно. И я считаю, что это хорошо. Вот наталкиваюсь вдруг на какие-нибудь высказывания, которые задевают или наоборот мне льстят. И печатал бы я быстро - не удержался, сразу бы начал отвечать. [strong]- Когда вышла книга "Асфальт", вы назвали ее лучшим, что есть в вашей писательской жизни. Почему?[/strong] - Она этапная, структурированная. И лучше в ближайшее время я написать не смогу. "Асфальт" - самая большая из моих книг. Кроме того, я наконец-то закрыл в ней тему провинциального героя. Что дальше будет - не знаю. Как я уже говорил, я сейчас не собираюсь писать книги, зато резко вернулся в другие форматы своей творческой жизни. Я давно не делал монологов. Теперь же такая возможность появилась. Я смог вновь писать пьесы (летом будет премьера одной из них). [strong]- Какая ваша публика?[/strong] - Она смешанная. В разных городах ее возраст колеблется, но, в основном, он средний. По одному поводу люди смеются, по другому - молчат. Но все они испытывают в театре ощущение, что не одиноки. [strong]- Существует ли по-прежнему группа "Бигуди"?[/strong] - Существует. Но той молодой группы из Калининграда больше нет. Сейчас в ней остался только [strong]Максим Сергеев[/strong]. У нас в планах выпустить новый альбом с приглашенными музыкантами, и, возможно, его акустическую версию.

закрыть