Роль должна созреть внутри актера
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Юрий Бурэ: Роль должна созреть внутри актера

- 2008-10-28 - Елена Трынкина -
Юрий Валерьевич Бурэ - народный артист России, лауреат Государственный премии России, с 1982 года является художественным руководителем курского драматического театра имени Александра Пушкина. После трехлетнего перерыва (с 1998 по 2002 гг.) Юрий Бурэ вернулся в курский драм и по сей день занимает эту почетную должность, повторяя, что театр стал делом всей его жизни. Каждый свой спектакль Юрий Валерьевич любит как родное дитя, не выбирая лучшего или худшего. При этом не меньше любит и публику, ведь, согласно утверждению талантливого режиссера, "зритель – это компонент спектакля, и если его нет, значит, и театра нет".
- В курском драматическом театре стартовал новый театральный сезон. Как, на Ваш взгляд, зрители оценили премьеру "Традиционный сбор"?
- Это вопрос к зрителям. Кому-то спектакль пришелся по душе, кому-то, наверное, – нет. Да, я слышал положительные отзывы, но мне, думаю, и не скажут плохие. Судя по приему зрительного зала, спектакль прошел хорошо, но опять-таки я не имею права говорить за всех зрителей. Обычно бывают разные мнения.
- Какие еще новинки нас ждут в этом сезоне?
- Будет спектакль по пьесе Сергея Белова "Шикарный мужчина" - это лирическая комедия. Для детей – пьеса Виктора Зимина "Деревянный король". Потом спектакль по пьесе современного драматурга Валентина Азерникова "Школа соблазна", который будет ставить приглашенный из Белоруссии режиссер. Планируется "Семь криков в океане" по пьесе Алехандро Касоны, а завершим сезон премьерой по пьесе Якова Костюковского и Мориса Слободского "Пифагор".
- Планируются ли бенефисы, капустники?
- Есть предложения сделать 7 декабря мой бенефис, но этим делом занимаюсь не я. В течение сезона хотим провести с приглашением публики вечер памяти ушедших от нас актеров, которые внесли большой вклад в развитие курского драмтеатра. 27 марта, в Международный день театра, планируем организовать праздник не только внутриколлективный, но и с участием зрителей. В этот день мы хотим объединиться и с курским театром кукол, и с областной филармонией, и с ТЮЗом "Ровесник". Так что общими усилиями планируем сделать праздник и для артистов, и для наших зрителей.
- Сколько лет Вы руководите курским драматическим театром?
- Я руковожу этим театром с 1982 года, но с перерывом. С конца 1998 года по начало 2002-го меня здесь не было, а потом вернулся.
- Чем за эти годы стал для Вас театр?
- Курский драмтеатр театр стал главным делом моей жизни, потому что в других театрах я столько не работал, да и вообще столько не работают в театрах.
- Как Вы думаете, чего не хватает Вашему театру сегодня?
- Театру не хватает ремонта, зимой здесь достаточно холодно, надо менять окна. Конечно, то, что произошла модернизация радио- и звукового и оборудования, - это очень хорошо, но проделана эта работа не до конца. У нас мало современных осветительных приборов. Хотелось бы, чтобы актерам увеличили зарплату. Надеемся, что в Год театра и кино в нашем регионе займутся этими вопросами.
- Действительно, следующий 2009 год объявлен в Курской области Годом театра и кино. Какие планы в связи с этим?
- Думаем о гастролях, уже подписан договор с г. Гомель (Беларусь), актеры оттуда приедут и к нам. Ожидаем приезд Волгоградского музыкального театра. Есть в планах съездить на какой-нибудь фестиваль. К примеру, в прошлом сезоне мы были на двух фестивалях – в Ярославле и в Брянске. Так что попытаемся вернуться к гастролям, хотя в не в том объеме, которые были раньше, поскольку сейчас гастроли стали очень дорогим удовольствием.
- Летний сезон: для Вас прежде всего это возможность отдохнуть или время для поиска новых идей?
- Это подготовка к новому сезону. Когда мы закрываем сезон, начинаем ставить новые спектакли. Летом идет активная работа. Мы ездим по районным центрам нашей области, возим спектакли. Так что отдыха никакого.
- Юрий Валерьевич, на что Вы ориентируетесь, выбирая пьесу для очередной постановки?
- Здесь много факторов. Я считаю, когда в городе существует один профессиональный драматический театр, то он не может заниматься одной темой, одним направлением, потому что вкусы зрителей различны. Когда мы выбираем какие-то пьесы для постановки, мы думаем о том, чтобы привлечь разные слои зрителей. Театр без зрителя не существует, зритель – это компонент спектакля, и если его нет, значит, и театра нет. Работаем мы для публики, а не для самовыражения, чем нередко занимаются теперешние режиссеры. Мне кажется, слишком дорогое удовольствие за счет государства заниматься самовыражением. Поэтому учитывая опыт, который у нас накопился, беря во внимание, на что публика с особенным интересом ходит, естественно, мы и выбираем очередную постановку. Кроме того, большое значение имеет состав труппы. Может быть, и хочется поставить "Гамлета", а на сегодняшний день Гамлета в театре нет - значит, пьеса отпадает. Важна и параллельная работа: у нас в работе всегда два спектакля, и они должны быть в "чистую параллель". То есть актеры, занятые в одном спектакле, не могут быть заняты в другом. Надо, чтобы в театре могли идти параллельно две репетиции. Понимаете, существует много принципов, исходя из которых мы занимаемся подбором нашего репертуара.
- А по какому принципу Вы назначаете на роли?
- Тут не принципа, это очень индивидуально. Все зависит от моего видения персонажа, другой режиссер может видеть и понимать по-другому, и он будет тоже прав. Это также, как у и художника. Один рисует что-то синей краской, другой – фиолетовой, третий – красной. И все будут правы.
- Часто ли возникает недопонимание между Вами и актерами?
- Нет, очень редко, я бы сказал, практически никогда.
- Трудно ли стать актером курского драматического театра?
- Надо иметь способности, обаяние. Как и в любой другой профессии, если человек способен к творчеству, то он сможет стать актером. У нас бывало, люди приходили и уходили – ничего не получалось. А бывало, приходили и задерживались на долгие годы, становились здесь заслуженными, народными артистами. Вообще, творческая профессия – непредсказуемая. Не последнюю роль играет и удача. Ведь бывает, в одном театре актер себя никак не проявляет, а в другом – проявляет очень даже хорошо. Почему? Неизвестно. Может быть, это зависит от окружения: на фоне одного окружения актер плохой, на фоне другого – хороший. А может, репертуар, ему не тот попался. Творчество, как мне кажется, не поддается математической формуле.
- Много ли в Вашей труппе молодых актеров? Планируются ли спектакли исключительно с их участием?
- Всего в нашей труппе 40 человек, средний возраст театра - лет сорок, то есть молодых достаточно много (15-16 актеров). Недавно они сделали самостоятельную работу. Пока мы ее еще не показываем, потому что надо кое-что доделать - оформление к спектаклю, но зрители обязательно увидят его. Вот только когда, пока не могу сказать.
- Что тяжелее поставить – трагедию или комедию?
- Хорошо поставить трудно и то, и другое. Но мне кажется, комедию поставить все-таки сложнее, ведь надо сделать так, чтобы зритель смеялся.
- Юрий Валерьевич, Ваш любимый спектакль?
- Любимых у меня нет. Это как дети - все любимые. Какие-то спектакли у публики проходят хорошо, какие-то - не очень. Еще Немирович-Данченко говорил: "Публика всегда права". Значит, в спектакле, который не прошел у зрителей, мы чего-то не учли. Ведь работаем мы в определенном городе, с определенной публикой. В другом городе у меня, возможно, был бы другой репертуар. Хотим мы того или нет – публика диктует репертуар.
- А что, по Вашей оценке, курский зритель любит больше?
- За многие годы работы в этом театре я понял, что любит он больше комедии.
- Давайте поговорим еще немного о курском зрителе. Нередко бывает так, что в театр приходят, скажем так, "случайные" люди, которые ведут там себя неподобающем образом, отвлекают во время спектакля публику.
- Дело в том, что зрителей надо воспитывать, и не случайно в советские времена была придумана одна гениальная вещь – театр кукол, ТЮЗ, взрослый – драматический театр. То есть ребенка начинали воспитывать с раннего возраста. Я считаю, очень большое значение имеет и контингент педагогов, которые работают в школах с нашими ребятами. Вот на днях в нашем театре произошло ЧП, и я увидел сегодняшних педагогов. Теперь нисколько не удивляюсь, откуда у нас такие подростки. Суть в том, что актриса Сластенкина за час до спектакля попала на операционный стол, а за час уже ничего нельзя сделать, так что спектакль пришлось отменить. Я объяснял разгневанным учителям, что случилось несчастье, что такое может случиться с каждым из нас... Этого педагоги в своем большинстве, к сожалению, не понимали. Увидев это, я подумал, что, наверно, из детей таких педагогов не вырастут нормальные зрители.
- Каковы особенности постановки спектаклей, ориентированных на юного зрителя?
- Здесь должна быть драматургия, только такая, которая интересна юному зрителю. Наверно, на сцене должны быть молодые актеры с проблемами, волнующими молодых людей. А так особенностей никаких нет. Как еще говорил Станиславский, для детей спектакли надо ставить как для взрослых, только лучше. Вот, пожалуй, и все.
- Какими качествами должен обладать режиссер?
- Мне кажется основное качество, которым одолжен обладать режиссер помимо таланта, это терпение. Ведь не всегда и не все сразу получается у актеров. Был такой великий режиссер Георгий Товстоногов, который объяснял молодому актеру раз десять, что надо сделать, а тот не делал. Режиссеру советовали крикнуть на него, но Товстоганов отвечал так: "Я буду сто раз объяснять, но я буду ждать, когда он это поймет". Вот и я придерживаюсь этой же точки зрения - криком ничего не сделаешь. Роль должна созреть внутри актера, это очень сложный процесс.
- Изменяется ли с у Вас годами подход к режиссуре?
- С годами я все больше и больше ощущаю, что ничего не умею. Это не совсем так, кончено, но в юности кажется, я могу поставить все! Теперь нет, теперь каждый спектакль для меня – трудный, потому что понимаю, я не семь пядей во лбу, я не гений. К каждому спектаклю отношусь очень серьезно и никогда не могу сказать, каков будет результат.
- Если бы не профессия режиссера, то..?
- У меня есть другая профессия – архитектор. Поработал год по этой специальности, а потом поехал учиться на режиссера, вот и стал им.
- Считаете ли Вы себя мечтателем? Если да, то о чем мечтаете?
- Конечно. Но моя мечта, пожалуй, несбыточна: чтобы в кассе не было лишних билетов. Но этого очень сложно добиться, особенно в провинциальном городе. Но вдохновляет то, что согласно статистическим данным Министерства культуры РФ, за 2007 год курский драматический театр собрал 126 тыс. зрителей. То есть в среднем на одном спектакле у нас побывало 522 человека. Для справки, средняя посещаемость театров по России – 212 человек. По этим показателям, а это, как мне кажется, самые главные показатели в работе любого театра, мы по всей России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, находимся на третьем месте из почти 300 театров.