"Театр – это душевное потрясение"
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Валерий Бугаев: "Театр – это душевное потрясение"

- 2008-07-04 - Екатерина Рогова, Анна Оладько -
Валерий Бугаев – заслуженный артист Украины, заслуженный деятель искусств РФ. Эти титулы режиссер курского Театра кукол получил не случайно. За 34 года своей режиссерско – кукольной карьеры он заставил смеяться, грустить или просто задуматься над вечными истинами не одну сотню человек. Его постановки участвуют в престижных международных и всероссийских фестивалях. Сам же мастер взлеты и падения осмысливает философски, верит в фортуну и получает удовольствие от работы. Валерий Бугаев – человек с грустными глазами и обычными желаниями, которые иногда сбываются – главное верить. Сегодня известный режиссер рассуждает об интернете, актуальности театра и Евровидении.
- Валерий Флегонтович, как вы думаете, актуален ли театр сейчас, во время компьютеризации и интернета?
- Театр актуален и интересен всегда, это несомненно. Он за многовековую историю своего существования был свидетелем социальных и иных потрясений. Если вспомнить эпоху технического прогресса, когда возникло кино, все говорили, что театр умрет, то же самое было и при возникновении интернета. Но театр существовал тогда, продолжает существовать и теперь, так как это другая форма взаимодействия человека и искусства. Я думаю, ее заменить невозможно. В интернет люди обращаются за получением информации, а в театр они ходят за душевным потрясением. Да, театр – это тоже своего рода получение информации, но главной в нем остается душа человека.
- Вы в театральной среде более 30 лет, чем вам пришлось заниматься за это время?
- В 1970 году я окончил институт и практически через год стал режиссером. Куклами я стал заниматься сразу, не хотел быть кем–то еще. Театр кукол дает возможность реализовать себя как режиссера, как драматического актера. Это тот вид искусства, когда позволено все: это синтезированная форма, в которой объединяется театр драмы, эстрады, цирка, если это потребуется, а кукла – главный выразительный элемент. В театре все достаточно гармонично, тем более, что я занимаюсь любимым делом. За 34 года мне практически никогда не хотелось ничего изменить. Единственное, что я хочу, это чтобы к кукольному театру относились более серьезно. Люди, которые не знают театральную деятельность изнутри, считают ее несерьезной, думают, что это легко. На самом деле, это достаточно тяжело. А театр имеет неограниченные возможности: можно работать в любом направлении, ставить спектакли для зрителей разных возрастов. Мне не хочется ничего сверхъестественного. Все, как у всех: свободы и стабильности в вопросе денег на спектакли и зарплаты работникам.
- У вас есть и спектакли для взрослых, расскажите об этом.
- Мы показываем спектакли для взрослых не часто. Это требует больше затрат, а денег у театра практически нет. Но, тем не менее, на сегодня у нас есть несколько спектаклей, которые мы показываем взрослой публике. Зритель встречает нас хорошо, практически всегда аншлаги. Это радует. Наш город надо приучать к театру для взрослых, что мы и делаем. И если вчера это было в диковинку, то сегодня уже нет. Мы на сегодняшний день пытаемся как можно чаще ставить "взрослые спектакли", заниматься этим всерьез.
- Есть ли у вас любимый спектакль?
- Любимый спектакль? Они все для меня любимые. Как дети. Если вы спросите многодетную мать, какой из детей ее любимчик, она не ответит. Так и я. Они все по-своему любимы, так как в каждый спектакль я вкладываю душу. Что–то получается лучше, что–то хуже, что–то зрителю нравится, а что–то не очень. А вообще самый мой любимый спектакль тот, который еще не поставлен. Я считаю, спектакль начинаешь любить тогда, когда начинаешь над ним работать, и тогда он становится для тебя родным.
- Вы считаете себя режиссером–демократом или все–таки режиссером–деспотом?
- Этот вопрос нельзя рассматривать так однозначно. Вообще режиссер как профессия уже по определению подразумевает некое единовластие, так как режиссер выступает не только как постановщик, но и как организатор всего процесса, от него зависит очень многое. Поэтому необходимо сочетание этих качеств: волевое начало и человечность. Мы живем в мире людей, к которым нужен иногда особый подход. Таким образом, должен присутствовать элемент власти, но и демократические принципы никто не отменял. Именно поэтому во мне как в режиссере есть немного от того и другого, ведь это необходимо.
- Актеры–кукольники по–своему дети. Каково это - остаться ребенком на всю жизнь?
- Это понятие достаточно распространено вообще в актерской профессии, а не только у кукольников. Актеры не взрослеют не потому, что они глупы или наивны. Актерское начало предполагает элемент наивного отношения к жизни. Артистам приходится жить жизнью других людей, актер обязан иметь в своем арсенале непосредственность, умение быть органичным, не уходить в себя, а быть откровенным, чувствовать пульс жизни и времени.
- Курский театр кукол участвовал в фестивале в Праге. Как вы вышли на международный уровень?
- Здесь как раз нам помог пресловутый интернет. Сейчас появилась возможность отслеживать события, происходящие в мире. Мы узнали о фестивале в Праге на сайте, потом решили подать заявку. Далее был отбор экспертного совета, и нас выбрали из большого числа участников. В Праге мы представляли не Курск, а Россию. Это для нас большая честь и ответственность.
- Шансы на победу были?
- Прежде всего, нам был важен олимпийский принцип – главное участие, а не победа. Кроме того, наш театр не выезжал заграницу, если не принимать в счет ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину. Нам важно было заявить о себе. Любой фестиваль такого уровня для нас очень важен. В нем принимали участие более 30 стран. Мы понимаем, чтобы победить, надо неоднократно участвовать, знать внутреннюю систему: быть знакомым с творчеством соперников, самой работой фестиваля, членами жюри, знать политические моменты. Это как Евровидение, понимаете? Сам факт того, что нам удалось выехать за границу и представить на фестивале нашу страну, это уже большое достижение. К своему поражению мы относимся философски: не выиграли в этот раз, так выиграем в следующий. Проблема в другом - здесь свои особенности: не всегда то, что нравится нам, понравится Европе, и наоборот. Наши взгляды не всегда совпадают. Так в Праге мы видели откровенно слабые, на наш взгляд, спектакли, получившие награды. Но было на фестивале и много любопытного, интересного, как с режиссерско-постановочной точки зрения, так и с точки зрения техники. Но для того, чтобы в нашем городе осуществить все это, нужны средства. У нас пока нет таких технических возможностей. Может быть в будущем…
- То есть все упирается в деньги?
- Естественно. Все это стоит недешево. Например, наши коллеги из Ливана очень грамотно работали со светом, с проекционной техникой. Есть еще моменты - те же чехи показали спектакль "Сотворение мира", построенный на пластике, движениях, оптических эффектах. Что сказать? Как говорится, завидую белой завистью.
- Есть ли у вас на данный момент задумки, которые вы бы очень хотели бы реализовать?
- Я, как и любой режиссер, очень суеверен. И не буду сейчас говорить о планах на будущее. Не могу назвать определенные произведения, по которым хочу поставить спектакли, хочу сказать лишь, что они есть и немало. Но ситуация выстраивается по–разному: фортуна иногда поворачивается лицом. Например, недавно получили гранд из Москвы на постановку спектакля "Маленький принц". Мы посылали письмо в столицу без надежды на ответ, а получили деньги. Это очень приятно, и как раз необходимо, потому что денег никогда не хватает для того, чтобы все задуманное реализовалось.
- Вы бы хотели поставить спектакль только с участием актеров, без кукол?

- Так мы и это делаем. У нас есть такой спектакль - это постановка "Король умирает". Мы показываем ее для взрослых. Это смешанная работа: актеры и куклы теперь не весь спектакль играют в тандеме. Отдельные сцены актеры проигрывают без них. То есть, как бы получается, что актеры и куклы играют отдельно.
- Чем вы занимаетесь, когда театральный сезон закрыт?
- У нас есть программа "Театр кукол – детям села". Мы ездим по самым отдаленным районам и областям и показываем спектакли. Эта программа действует сама по себе, то есть если ее не будет, мы все ровно будем выступать в деревнях и селах. Это не просто программа, такие поездки доставляют нам большое удовольствие.
- Сельский зритель другой?
- Ну как, другой, обычный, ведь нас везде хорошо принимают. Просто эти дети лишены некоторых прелестей детства, которыми наделены сейчас городские ребята: компьютерные игры, тот же интернет и т.д. И, естественно, они очень рады нашему приезду. Им не достает таких впечатлений, ведь некоторые из них никогда не видели театр. Мы стараемся чаще выезжать и радовать их.