Преодоление препятствий приносит удовольствие
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Владимир Раздобарин: Преодоление препятствий приносит удовольствие

- 2008-06-11 - Анна Сотникова -
Владимир Раздобарин – удивительный человек, талантливый художник и великолепный фотограф, глаза которого лучатся мудростью. Разговаривать с ним истинное удовольствие – столько всего интересного и нового можно узнать и открыть для себя. С его творчеством знакомы далеко за пределами Курска – им восхищаются в России, Германии, Италии, Америке, Голландии, Франции, Испании. Список можно продолжать долго. Чтобы изучить все статьи, вышедшие о нем, нужно знание не одного языка – зарубежные СМИ не устают баловать его своим вниманием. А большинство молодых художников нашего региона знают его как своего наставника. "В здании художественно-графического факультета КГУ я ощущаю себя словно и не выходил из школы", - говорит Владимир Раздобарин. Это совсем не удивительно: треть студентов были его учениками. Ведь именно благодаря стараниям Владимира Раздобарина в школе № 27 имени А. Дейнеки появились художественные классы. Его акварельные, карандашные работы, в которых можно увидеть как пейзажи России и зарубежья, так портреты и натюрморты, оставляют какую-то легкость и тепло в душе. Мы постарались открыть для наших читателей Владимира Раздобарина как человека, чтобы узнать, чем же живет этот замечательный художник.
- Когда Вы впервые почувствовали в себе желание заниматься творчеством?
- Впервые со мной это произошло в раннем детстве. Недалеко от дома моей бабушки, которая жила в городе Льгове Курской области, были залежи глины. Это место оказалось моим самым любимым для игр. Ведь именно тогда я принялся лепить из глины. Видимо, как раз в эти моменты и возникло желания связать свою судьбу с творчеством.
- Закончив художественно-графический факультет, Вы пришли преподавать в школу. Да так там и остались. Почему выбрали для себя именно эту стезю?
- Каждый год к нам на практику приходят студенты художественно-графического факультета КГУ. Глядя на этих ребят, у меня возникает вопрос: что же будет с ними? Станут ли работать в школе, продолжат ли в дальнейшем заниматься творчеством? Ежегодно выпускается достаточно много студентов. А что же дальше? Это серьезная проблема в нашей стране: студенты получают образование художественно-графического факультета, а затем не всегда работают по специальности, не всегда трудятся в школе, а еще реже продолжают заниматься творчеством. Это можно понять – труд художника в России непростой. Он требует любви, здоровья, а порой даже сверхнапряжения. Я остался в школе потому, что мне здесь всегда хорошо. В преподавании я нахожу удовлетворение, удовольствие. Многие люди встают утром, понурые выходят из дома и идут на работу, словно на каторгу, даже если их ждет творческое и интересное дело. Я иду в школу с большим удовольствием, так как занимаюсь тем, что мне нравится. Это великое счастье. Я же готов трудиться и день, и ночь – буквально каждую свободную минуту. Если работа является любимой, то можно преодолеть любые трудности, и более того, в этом случае само преодоление препятствий приносит удовольствие.
- А не возникало ли желание все бросить?
- Такого никогда не было. Конечно, мне приходилось сталкиваться со сложностями, иногда появлялась великая усталость, когда, к примеру, я работал одновременно в нескольких местах. Но у меня никогда не было желания поломать кисть и сказать "Нет, я больше не буду этим заниматься".
- Вы преподаете ученикам, а сами учитесь чему-то у них?
- Конечно, да. Если бы я работал в простой общеобразовательной школе – было бы сложнее, ведь там преподавать, чаще всего, приходится "в холостую". У нас же специализированные классы, куда ребята приходят учиться по желанию, по любви, с определенной целью: научиться. Среди них есть талантливые ученики с большим потенциалом и оригинальное мышлением. У них я учусь, порой, какому-то свежему взгляду.
- Вам много приходилось ездить по миру, многое повидать, познакомиться с зарубежными художниками. А менялось ли благодаря этому ваше творчество, взгляды?
- Конечно. Всякая информация меняет какие-то детали. Я был поражен, когда первое время приезжал за границу, особенно в Германию, возможностями зарубежных стран и их жителей. К примеру, меня восхищали библиотеки, где огромное количество доступной информации по различным профилям. Долгое время мы были искусственно отрезаны от остального мира. Нам не хватало информации о тех процессах, которые развивались в зарубежных странах. А если нам что-то преподносилось, то лишь в негативной подаче. Поэтому и судили о новых веяниях, в том числе и в изобразительном искусстве, без нужных знаний, толком не понимая, что же именно судим. Все мои поездки вносят в мои знания что-то такое, о чем ранее не задумывался. Возникает желание поэкспериментировать в каких-то новых направлениях.
- А отличаются ли зарубежные художники от русских?
- Сильно отличаются. Взгляды художников связаны, в том числе, и с развитием страны, в которой они живут. Допустим, если Жванецкий приедет в Америку и начнет там шутить – там не поймут ни единой его шутки, ни единой фразы. Так же и с живописью. Допустим, у нас до сих пор процветает реализм. А вот немецкие художники с некой иронией замечают, что это направление живописи позавчерашний день. Не могу сказать, что я с ними согласен, хотя доля правды в этом утверждении есть.
- Чему Вы научились в своих зарубежных поездках?
- Я сделал один вывод: надо жить и радоваться. К сожалению, в России было всегда так: у нас люди не радуются. В автобусах, троллейбусах мы видим усталые, измученные лица. Создается впечатление, что мы несем какую-то непосильную ношу, крест какой-то. Пусть многие ругают "дежурную" американскую улыбку. Говорят, что это маска. Но, на мой взгляд, лучше уж носить такие маски, чем всегда хмуриться.
- Вы часто упоминаете об остальных гранях искусства – музыке, литературе. А есть ли какие-то авторы, которые Вас вдохновляют?
- Я восхищаюсь Александром Сергеевичем Пушкиным как поэтом, писателем, мыслителем, человеком. Он мне дорог – я часто перечитываю его стихи. И даже есть у меня попытки иллюстрации к произведениям Пушкина. Кроме того, в Курске вышло одиннадцать книг наших поэтов, писателей, оформленных мною. Каждый из них мне по-своему интересен. Допустим, с большим удовольствием я работал над сборником стихов Юрия Асмолова, которого считаю одним из самых талантливых поэтов нашего города. Если говорить о музыке, то она для меня незаменима. Я считаю, что любое искусство - это музыка, где есть образы, ритм, композиция. Конечно, музыка влияет на мое творчество. Я давно работаю над серией живописно-абстрактных полотен. На одном из них, написанном под впечатлением от композиции Георгия Свиридова "Время вперед", я постарался передать ритм нашего времени.
- Наши читатели знают, что Вы еще и прекрасный фотограф. А Вы считаете фотографию искусством?
- Фотографирую давно. Но пока в фотографии преобладало только техническое качество, художники ее недооценивали. С появлением же новых технических возможностей в фотографии главным становится художественное решение образа. Раньше художники относились к фотографии плохо, так как считали ее копированием того, что мы все видим. Иногда даже слово "фотография" из уст художника было даже ругательным. Теперь же хорошая техника дает возможности фотографировать любому. Большинство фотографов, как профессионалов, так и любителей, не только не имеют художественного образования, но даже имеют малое представление о композиции, цветовом решении, художественном образе. Но в связи с тем, что меняется отношение к фотографии, если фотоаппарат будет в руках художника, то это может стать искусством. Более того, фотоаппарат незаменим художнику при сборе рабоче-подготовительных материалов. Сейчас я вижу много общего в работе художника и фотохудожника. Хотя, безусловно, они отличаются – подходы-то остаются разными. Но есть общий художественный образ.
- А была ли в Вашей жизни какая-то "особенная" фотография?
- Да. Однажды зимой я вышел на улицу погулять и пофотографировать. В душе было какое-то странное, напряженное ощущение, которое словно говорило: "Жди". Я простоял на тропинке в парке полтора часа, не сделав ни одного снимка. Меня уже засыпало снегом, но я продолжал ждать. И вдруг, вдалеке, увидел приближающуюся ко мне женщину, укрывающуюся от снега под красным зонтиком. Я сделал всего лишь один снимок, но это получилась удивительная фотография, в которой американцы даже увидели образ России: таинственная незнакомка идет и закрывается от всех красным зонтиком.
- Были ли какие-то отзывы на ваши работы, которые повлияли на творчество?
- Когда я был еще студентом, то впервые участвовал в областной выставке и представил там совсем небольшой незатейливый пейзаж: весенняя водичка, березки, небо. По итогам выставки вышла статья, написанная Василием Ерофеевым, в которой он с большой теплотой отозвался об этом пейзаже. Это предало мне импульс для дальнейшего творчества и, возможно, повлияло на то, что я работаю много и верю в себя.
- Что для Вас является главной проблемой?
- Для меня главная проблема – это нехватка времени. Если бы с ней удалось справиться, то все остальные проблемы стали легко решаемы.
- Как Вы относитесь к тому, что молодые художники свои выставки пытаются разнообразить различными экспериментами: добавить выступления музыкальных групп, либо выбрать необычное место для ее проведения?
- Я за любые эксперименты. Но я против неглубоких выставок, пусть даже экспериментальных, в которых отсутствует вкус и культура. Ведь тогда они не имеют смысла. Любой эксперимент должен являться шагом к чему-то новому, новой ступенькой к развитию. Если художник не знает все, что было сделано до него, он не сделать ничего нового.
- Какие у вас дальнейшие планы?
- Осенью у нас будет юбилей художественных классов – им исполняется двадцать лет. Специально к этой дате будет открыта выставка, где будут собраны работы преподавателей школы, работы выпускников за эти годы, работы учеников.
- Что для вас значит "художник"?
- Для меня настоящий художник это Пушкин – человек, который делает свое дело хорошо, качественно, искренне, серьезно и озорно. В каждой строчке которого столько смысла, красоты, гармонии по форме и содержанию. Это для меня художник. К этому и хотелось бы стремиться: творить правдиво, искренне, глубоко и серьезно.