Интеллигентность – это когда есть Бог в душе
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Игорь Селиванов: Интеллигентность – это когда есть Бог в душе

- 2008-04-25 - Елена Трынкина -
Игорь Владимирович Селиванов – основоположник и бессменный режиссер курского театра юного зрителя, история которого началась еще в 1965 году. За 43 года славной жизни ТЮЗа на его сцене сыграно 3,5 тысячи спектаклей. Сам режиссер является заслуженным деятелем культуры России, академиком Петровской академии науки искусств, лауреатом Всемирного театрального фестиваля, трижды лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля, Человеком года – 2006... Всех почетных званий Игоря Селиванова и не перечислить.
- Игорь Владимирович, сегодня культурную жизнь нашего региона невозможно представить без ТЮЗа. А с чего все начиналось?
- Курский ТЮЗ родился в достаточно сложное время - 43 года тому назад. Возник он благодаря талантливым людям, которые действительно хотели сказать свое слово в театральном мире. История театра юного зрителя началась 43-й школе. Я приехал из Саратова, где уже достаточно самостоятельно работал - у меня там был свой театр. Поэтому мне стало интересно продолжить свою работу в Курске. Как такового театра в 43-й школе еще не было, однако появилась студия "Ровесник". Мы начали серьезно готовить людей.
- Первый спектакль, который вы тогда поставили?
- Спектакль по пьесе Виктора Розова "В дороге". Вот с тех пор мы, наверное, так и находимся в пути.
- Во время своих спектаклей Вы всегда присутствуете в зале. Насколько для Вас важна реакция зрителей?
- Я не просто сижу и смотрю, у нас существует целая система оценки работы актеров, ведь за сыгранные спектакли они получают деньги. Начнем с того, что если актер опоздал, на него налагается штраф. Далее. Я должен следить за тем, что говорят на сцене. Актер начинает делать что-то по своему – замечание. У нас предусмотрена следующая система: сыграл "слабо", "неплохо", "хорошо" и "очень хорошо". За каждую из этих оценок актер получает определенные деньги. Вот я, как эксперт, должен вынести свое резюме, при этом у меня обязательно должны быть аргументы, ведь человек может и не согласиться с моим мнением. А что касается реакции зрителей, то, да, для меня она очень важна. Однако отмечу, что я никогда не пытался угождать. Если бы я всю жизнь этим занимался, то, наверно, тоже, как это сейчас модно, открывал какие-нибудь танцы с утра до вечера.
- Сложно ли стать актером ТЮЗа?
- Стать актером не так просто. Для этого надо, во-первых, закончить студию, во-вторых, нужно обязательно сыграть как минимум три профессиональные работы на сцене. Если же у вас, к примеру, имеются лишь две работы, то можете стать кандидатом в актеры.
- Сколько же в общей сложности спектаклей сыграл ТЮЗ за 43 года?
- Три с половиной тысячи. В год мы играем сто спектаклей. Кроме этого, ежегодно проводим как минимум четыре творческих огонька.
- Случается ли так, что актер в чем-то не соглашается с Вами как с режиссером и хочет сыграть роль по-своему? Как Вы относитесь к такого рода инициативе?
- Сразу скажу, что прежде чем приступить к репетиции, обычно читается пьеса, потом уже идет разговор об общей концепции, где, по сути дела, трактуется вся история. Предположим, я вижу, актер не хочет следовать замыслу, тогда я начинаю с ним беседовать, но старюсь насилием не действовать, привожу необходимые убеждения.
- Актеры – особая гордость курского театра юного зрителя?
- Не знаю, гордились бы вы или нет, но в нашем театре родилось пять народных артистов, 13 заслуженных. Как вы считаете, это повод для гордости? А еще есть как минимум сотня актеров, за которых не стыдно. А знаете ли вы, какой театр первым выехал на Дикий Запад? Курский ТЮЗ, который стал тогда лауреатом Всемирного фестиваля. А кто 12 раз играл в ФРГ, проехал по 12 городам Польши? Это мы. А какой театр выступал на расширенной лаборатории Министерства культуры СССР как эталон? Или же, к примеру, кто играл на коллегии Министерства культуры России? Наш ТЮЗ.
- Кого из современных актеров театра Вы с удовольствием пригласили бы принять участие в своей постановке, если бы предоставилась такая возможность?
- Таких очень много... Знаете, в истории театра очень много замечательных людей, и, как мне кажется, огромный след оставили Иннокентий Смоктуновский, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков... Нельзя не сказать и о Константине Райкине. Есть много хороших актеров, с которыми можно было бы поработать. В моем спектакле когда-то здесь, в ТЮЗе, играли Анастасия Вертинская, Петр Щербаков.
- Уровень культуры в современном обществе, к сожалению, оставляет желать лучшего. Как Вы думаете, что вообще происходит с современным поколением и каким должен быть театр в этом обществе?
- Мне кажется, все дело в воспитании. Почему-то мы всегда думаем, достаточно лишь получить высшее образование - и ты уже интеллигентный человек. На самом деле это не так... Интеллигентность – это внутреннее ощущение, это когда есть Бог в душе. И потом, очень многое зависит от родителей. Я, например, безумно благодарен своим родителям. Моя мать была прекрасным учителем русского языка и литературы. Она очень любила театр, и меня приобщала к нему буквально с пеленок. Когда я смотрел "Лебединое озеро" и думал, Боже, какая красивая музыка, мне кажется, в это время мать поглядывала на меня - блестят ли у меня глаза. Отец мой пел и играл на всех музыкальных инструментах. Так что от родителей, конечно, очень многое зависит. Я интересовался всем: и в футбол играл профессионально, и в волейбол, и в настольный теннис (сейчас, кстати, продолжаю играть). Очень важно, кто они – твои родители - и какую программу, как компьютер, ты заполучил от своих дедов и прадедов. Вторым по значимости человеком всегда был учитель, но я считаю, что сегодня он не просто недооценен, а унижен и растоптан. А что касается театра и современного общества, то я скажу так: театр должен быть прежде всего умным собеседником, который откладывает еще и эмоциональный след.
- Игорь Владимирович, как у вас обстоит дело с гастролями?
- С этим трудно, потому что средств на существование все-таки гораздо меньше, чем это необходимо. Но вот в прошлом году мы сделали обменные гастроли на Украину. Мы туда возили четыре спектакля, и здесь принимали актеров из Украины с четырьмя спектаклями. Гастроли прошли очень хорошо.
- Скажите, если бы Вы вдруг не стали режиссером, то кем?
Может быть, писателем - я много писал... По молодости думал, что стану зоотехником - люблю животных, у меня есть собака, она даже в моих спектаклях задействована.