Молодежь всегда права, потому что именно она определяет будущее
15.10.2018
14.11.2017
31.10.2017
30.10.2017
07.06.2017
15.05.2017
26.01.2017
22.11.2016
20.10.2016
04.10.2016
16.09.2016
23.08.2016
05.05.2016
26.02.2016
10.02.2016
30.12.2015
23.12.2015
17.04.2015
09.02.2015
27.11.2014
17.11.2014
28.10.2014
24.10.2014
10.09.2014
25.03.2014
14.02.2014
22.01.2014
17.01.2014
26.12.2013
02.12.2013

Народный артист России Александр Прошкин: Молодежь всегда права, потому что именно она определяет будущее

- 2019-03-05 - Подготовили Анна Москалева, Ангелина Яхонтова -

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, народный артист России Александр Анатольевич Прошкин побывал в прямом эфире «Авторадио-Курск». Режиссёр известных картин, в числе которых «Холодное лето 53-го»,  «Михайло Ломоносов», «Доктор Живаго», «Николай Вавилов», «Опасный возраст» - прибыл в Курск в рамках фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», где представил картину «Райские кущи». Эфир провела Лариса Акульшина.

- Александр Анатольевич, вы давно принимаете участие в фестивале?

- Всё существование «Сталкера» я стараюсь принимать в нём участие.

- Вас называют первопроходцем в деле телесериалов советских и российских.

- Когда называют первопроходцем, сразу себя чувствуешь себя такой древностью. Не знаю, как насчёт сериалов, но что касается байопиков, то да. Снимать биографические фильмы начал я. «Ломоносов» был первым таким многосерийным фильмом, после которого появилось много подобных картин. В этом смысле я действительно какой-то «пионер».

- Вы много чего делали первым. Ведь когда вы пришли работать на центральное телевидение, вы начали одним из первых заниматься монтажом. До вас как снимали, так и шло.

- Просто технологически раньше на телевидении снималось большими кусками. Не было технической возможности монтировать покадрово. Когда я снимал «Пиквикский клуб», произошла уже техническая революция. Мы стали снимать в цвете и появилась возможность монтажа. Но с точки зрения сегодняшнего дня она была экзотическая. Стояли два огромных видеомагнитофона с плёнкой 60 миллиметров шириной. Две девочки-инженера сидели за этими магнитофонами — они должны были вовремя мигнуть друг другу и включить кнопки. Тогда изображение соединялось. Точность монтажа зависела от одновременности подмигивания.

Представить себе невозможно, когда на протяжении жизни такой невероятный технологический скачок. Ведь было чёрно-белое кино. Сейчас мы и про плёнку уже забыли, всё существует в цифре. Не могу сказать, что скачок в технологии сильно способствует  расцвету художественного и качественного искусства. Даже наоборот есть некое ограничение. Работа на плёнке — это волшебство. С цифрой оно уходит. Развитие технологических спецэффектов привело к тому, что кино без них смотреть уже никто не хочет. Таким образом искусство уходит от своего первоначального предназначения — рассказать в первую очередь про человека, а не развлекать и поражать. Кино становится некой разновидностью шоу-бизнеса с аттракционами, а ведь его предназначение — помогать человеку выжить в этой жизни.

- Вы привезли именно такой фильм, в котором нужно подумать, прочувствовать, с  хорошими актерами.

- Когда есть сценарий и история человеческих жизней, тогда и актёр поднимается до каких-то высот. А без этого они продают себя. Хотят быть обаятельными и понравиться зрителю. Это не главная задача в искусстве. Ну понравишься ты раз, два, а на третий зрителя от тебя уже тошнит. Когда вырабатываются мифологические маски, то это, с моей точки зрения, тошнотворно. Ради этого не стоит идти в профессию. Она измеряется не сиюминутным успехом.

Вопрос от слушателя: Как происходит озвучка фильма? Актёрам предстоит играть роль заново, либо же помогает монтаж?

- В последнее десятилетие кино стараются снимать с синхронным звуком. На это тратятся огромные усилия. Звук пишется в несколько микрофонов, у каждого актёра есть микрофон, на площадке висят специальные микрофоны. Мы стараемся получить и сохранить естественную актёрскую речь. Если эпизоды связаны с каким-то зашумлением, тогда приходится озвучивать в павильоне.

Даётся изображение на экран, актёр слышит себя в наушниках и вновь проигрывает свою роль. Многие актёры обожают озвучание. Всё, что недовыражено и недоиграно, они пытаются догнать на озвучании.

- Ваш фестивальный фильм «Райские кущи» - это же экранизация «Утиной охоты» на современный лад?

- Да, это так. Если бы Вампилов или Владимир Высоцкий - люди, которые много сделали, чтобы выразить протест брежневского безвременья — не погибли, то увидели бы, что у нас остались те же самые проблемы — алчность, невероятная беспомощность и нищета рядом. Думаю, и тот и другой содрогнулись бы, их эмоции были бы еще жестче и злее. Они грезили грядущим прекрасным миром. Вот этот мир наступил. Чем он отличается? Ничем, там все то же самое. Только еще пародийнее.

Драма главного героя еще страшнее. Человек, которые потерялся во времени. Когда люди тратят огромное количество сил, все чем то занят, только мало кто что производит. Много накипи вокруг. И идет страшная борьба, конкуренция, только никто не рвется дело делать. Картина, скорее, эксперимент.

-Удачный?

- Не могу выставить себе оценки. Если есть какой-то отклик, значит заставил людей что-то почувствовать. Что такое успех сегодня? Это когда из каждого утюга и канала вещают: «Смотрите это». Зрители посмотрели и забыли об этом напрочь. Успехом сегодня пользуется то, что не заставляет задумываться, в кино идут, чтобы посмеяться, испугаться, развлечься. И это очень грустно.

В Южной Корее меня потрясло их отношение к региональному кинематографу как к некому способу размышления, кто я, зачем я существую, как жить дальше. Кино подталкивает к мыслям, не дает рецепта, заражает неким чувством, а оно заставляет нас размышлять и что-то менять в своей жизни.

- Возможно ли это самосознания без участия власти?

- Как только власть начинает диктовать про что снимать, все заканчивается. Мне стыдно говорить, но слово «патриотизм» у меня вызывает подозрение. Для меня есть чувство Родины, оно рождается в семье. Патриотизм - это в первую очередь желание помочь, а не ходить под барабанный бой и кричать, что мы всех победим.

- В этом плане провинция ближе?

- Люблю фестиваль «Сталкер», потому что он дает возможность видеть глаза зрителей. И обсуждаем не только фильмы, но и насущные проблемы.

- Когда читала про «Сталкер», узнала, что главной идеей фестиваля является показать простого человека. Что для вас это значит?

- Любой человек сам по себе сложен, в каждом огромное количество слоев. Природа человека парадоксальна. Задача искусства — одежки эти одну за другой снимать и добираться до человеческого зерна. Искусство 21-го века гораздо откровеннее и беспощаднее, более жесткое и правдивое по отношению к человеку. Искусство, которое создает мифы, укладывается в прокрустово ложе простеньких схем и рецептов, каждый день человек видит по телевидению и привыкает к этому. К новому он привыкает трудно, но жизнью-то движет новое. В этом плане возлагаю надежды на молодежь, которое не отягощено еще мимикрией, которое не должно приспосабливаться.

Если говорить о том, что я делаю всю жизнь — снимаю разные картины, преимущественно исторические и это всегда история человека, который прожил с прямой спиной. Будь то Ломоносов, Вавилов, Гринев, так уж русская жизнь сложилась. При любом строе уважение к человеческой личности подвергалось серьезным испытаниям.

- Можно ли сейчас в наше время быть в кино свободным?

- Сейчас сложный период не только у нас, но и во всем мире. Изменилось отношение к кино, в чем оно сам виновато. Технологическая революцию приучила к доминанте зрелищ. Молодое поколение уже адаптировано к этому. За собой замечаю, смотрю сериал по телевизору, но жду рекламу, потому что она быстрая, яркая, подчас интересные ходы в ней. Но искусство - это не мир рекламы.

- Это свойственно искусству в общем или только русскому?

- Мы не исключение. Мы великая европейская культура. У американцев культ супергероя, а наш герой — это князь Мышкин, Чацкий, это совесть. Этим рефлексирующая русская культура обогатила мир.

- Наверное подрастающее поколение с вами бы поспорило. У них тоже культ супергероев.

- Молодежь всегда права, потому что она приходит в мир, именно она определяет будущее. В этом смысле я им очень доверяю. У них другой опыт жизни, они смелее. С одной стороны темноватое идет поколение — они не читают, не хотят знать, но у них другие возможности , другая степень коммуникации. Все увидеть, все прочесть могут в интернете, не пережевывают все, что им навязывают, а видят альтернативу. Никакой пессимизма у меня нет. Если говорить о новой России — она очень молодая. Все пороки предыдущих лет мы сохранили — культ чиновничества, страх перед властью.

- Это навсегда?

- Из поколения  в поколение это будет уходить. Обидно, что сейчас в стране такая колоссальная утечка мозгов Американская наука очень сильно обогатилась русскими умами, потому что здесь трудно реализоваться. У нас есть нефтяная труба живем и процветаем, но за это время упустили огромное количество людей с огромным интеллектом, которые уезжают и становятся нобелевскими лауреатами. Среди наших миллиардеров мало Биллов Гейтцев, которые что-то изобрели, скорее, среди них много тех, кому что то досталось из общенародного достояния.

- Со взрослением некоторые вещи воспринимаются иначе. Изменилось ли с возрастом отношение к вашим картинам?

- После перезаписи я их не смотрю. Иногда только если случайно.