26.01.2017, 17.38 - Ангелина Яхонтова

Сергей Проскурин:: Оркестр как живое существо, как ребёнок, за которым нужно следить

10 февраля знаменитый на весь мир Русский камерный оркестр КГУ отпразднует свой 20-летний юбилей, а также юбилей его главного дирижера и художественного руководителя Сергея Проскурина. О проектах, созданных за годы существования оркестра и планах на будущее Сергей Георгиевич рассказал во время пресс-конференции.
Сергей Проскурин: Оркестр как живое существо, как ребёнок, за которым нужно следить

10 февраля знаменитый на весь мир Русский камерный оркестр КГУ отпразднует свой 20-летний юбилей, а также юбилей его главного дирижера и художественного руководителя Сергея Проскурина. О проектах, созданных за годы существования оркестра, и планах на будущее Сергей Георгиевич рассказал во время пресс-конференции.

Справка

Оркестр был создан в 1997 г. трубачом-виртуозом, дирижером Сергеем Проскуриным. За годы  творческой деятельности записано 10 компакт дисков, было дано более 1200 концертов, значительная часть из которых благотворительные. В исполнении оркестра прозвучало огромное количество премьер произведений, которые до этого не исполнялись в России. Также слушатели смогли услышать и увидеть замечательных солистов, дирижеров, композиторов с известными мировыми именами из Швеции, Дании, Канады, Германии, Великобритании, Тайвани, Франции, Японии, Ирландии, США и множество других стран.

Сегодня оркестр входит в число ведущих музыкальных коллективов России и его выступления проходят в лучших концертных залах страны: Московской государственной консерватории, Московском Международном доме музыки, Храме Христа Спасителя, в залах музея Московского Кремля, в концертном зале национального музея им. М.И. Глинки, и многих других престижных концертных площадках России. Коллектив гастролировал в Германии,  Швеции, Испании, Ирландии, США,  Австрии и в других странах.

- Сергей Георгиевич, расскажите немного о том, чего удалось достичь за эти годы?

- Мне очень приятно, что нам удалось создать в Курске коллектив, который действительно стал профессиональным. Он интересен мастерством и музыкой, которую мы играем. Приятно, что у нас появилась своя публика в городе. Это заслуга нас всех. Радует, что мы смогли исполнить произведения, которые впервые завучали не только в Курске, но и в России.

Приятный проект — "Русский камерный оркестр - детям". Сыграли около 50 концертов с талантливыми детьми Курска. Проект "Мост дружбы" мы уже делаем на протяжении десяти лет. Многие музыканты, ставшие знаменитыми не без нашей помощи, первые получили премии конкурса Чайковского. Начинали они именно с нашего оркестра. Далее - проект международные "Мариинские ассамблеи", которые посвящены князю Барятинскому. Их было проведено уже более 40. Сейчас мы сотрудничаем с Донецком, где помогаем детям. Я как раз позавчера приехал оттуда. Мы ведём проект в национальном музее музыкальных инструментов им. М.И. Глинки.

Артисты нашего оркестра возродили забытую традицию великопостных концертов. Поэтому на эту традицию было обращено внимание даже Святейшего Патриарха. Такие концерты мы делаем уже на протяжении 15 лет. Перечислять проекты можно долго. Я даже сам начинаю всё вспоминать и удивляюсь: сколько всего сделано, какие гастроли по США были, встречи с необыкновенными людьми (с датской королевой, с шведским королём, с Биллом Гейтсом). Мне и самому не верится, что за такой промежуток времени столько всего было сделано. 

- Сложно ли было создать такой большой оркестр, подобрать музыкантов?

- Оркестр как живое существо, как ребёнок, за которым нужно следить. Процесс развития не останавливается. Кто-то уходит, кто-то приходит в коллектив - амбиции двигают людей. Многие студенты, которые заканчивали нашу кафедру, получили необыкновенный опыт в оркестре, играли с выдающимися исполнителями. Около 12 человек работает в Москве. Наш оркестр выпустил около 40 человек, которые уже стали профессионалами.

Каждый год примерно 7-10 новых человек приходит и они очень быстро подтягиваются к основному коллективу. Когда я 40 лет назад входил в оркестр, на период адаптации уходило гораздо больше времени.

- Кто примет участие в юбилейном концерте?

- Приедут студенты из Берлинского симфонического оркестра, из Королевской оперы Копенгагена, да много ещё откуда. В общем, будут приглашены 18 солистов, но и некоторым пришлось отказать, потому что просто не сможем всех принять. Даже если каждый исполнит по одному произведению, концерт затянется на несколько часов.

- Поделитесь планами на 2017 год?

- Планов много, но не всегда они претворяются в жизнь. Нас часто приглашают в Скандинавию, в Европу, в США. Но много проблем связано со сменой коллектива, финансами. Добраться туда тоже непросто. Но то, что реально на сегодняшний день — это большой фестиваль в Ирландии, фестиваль в Швеции в октябре. Запланированы концерты в Московской консерватории, национальном музее Глинки.

- Как обстоят дела с записью компакт-дисков?

- Сейчас мы даже перешли на изготовление виниловых пластинок, которые начали возрождать. Первые несколько дисков привезут уже к нашему юбилею.

- Как оркестр встречают за границей?

- По-разному. Вот в Америке думали, что мы с подводной лодки «Курск», а про существование такого города они и не знали. А вообще, у нас совершенно другая музыкальная школа. Многие хотят у нас учиться. Русские музыканты всегда интересны за границей.

- Вы выступаете на многих площадках. Верно ли утверждение, что дома и стены помогают?

- Мы рекламу не делаем, у нас нет своих афишных столбов. Если и даём какую-то небольшую рекламу, то зал в итоге не может разместить всех желающих. Это говорит о том, что оркестр нужен городу. Действительно необыкновенное состояние, когда мы чувствуем, что занимаемся чем-то необходимым людям. Те идеи и проекты, которые мы готовим, сделают Курск ещё интереснее и привлекательнее.

- 10 февраля будет большой концерт, как некий итог 20-летней деятельности оркестра. Чего Вы ждёте от него?

- Классическая музыка — живая музыка. Когда приходится играть в зале, где есть микрофоны, всегда пропадает ощущение музыкального таинства. Сложно будет играть и петь в зале, где 40-50 микрофонов. Хотелось бы приблизить звучание живой скрипки и человеческого голоса к его естественному звучанию.

В концерте примут участие: Ларс Карлин (тромбон) - солист Берлинского симфонического оркестра (Швеция); Альбин Ол (баритон) - солист Датской Королевской оперы (Дания); Людмила Воробьёва (сопрано) - театр «Русская опера»; Юрий Зальцман — театр «Русская опера», приглашённый солист Бельгийской Королевской оперы; Сергей Москальков (баритон) — театр «Русская опера»; Оксана Лесничая (колоратурное сопрано) — Большой театр РФ; Ирина Стародубцева (сопрано), заслуженная артистка РФ; Наталья Вакуленко (сопрано), лауреат Международных конкурсов; Эльвира Унгуряну (джазовый вокал), Донецкая народная республика; Ирина Бабичева (джазовый вокал); Народный ансамбль «Кадынжа» (республика Гагаузия); Юрий Пастухов (труба), лауреат Международных конкурсов.

Ведущие мероприятия: поэт Сергей Леонтьев, актриса и певица Малика Разакова.

закрыть