Приграничное сотрудничество - в законе

02.12.2009, 14.30 -

3 декабря в Госдуме пройдут парламентские слушания по проекту закона «О приграничном сотрудничестве». В преддверии этого события в Курской области в м. Свобода состоялся круглый стол, перед участниками которого (депутатами Госдумы, представителями Курской, Смоленской, Брянской, Воронежской областей, а также руководителями Курской таможни, пограничного управления, управления ветеринарии, Роспотребнадзора, учеными) стояла задача выработать общие оценки и подходы к данному законопроекту, внести конкретны предложения с учетом уже наработанной практики в сфере приграничного сотрудничества.

 Напомним, проект ФЗ «О приграничном сотрудничестве в РФ» был внесен в Госдуму постановлением Совета Федерации от 15 июля 2004 года. Тогда правительство России закон не поддержало. В 2007 году к работе над законопроектом подключилось Минрегионразвития, но до сих пор закон так и не был принят. По словам одного из разработчиков законопроекта, члена Комитета по международным делам Госдумы Руслана Кондратова, основная причина этого заключается в том, что закон «очень сложный, так как затрагивает интересы огромного числа народностей». «Сегодня перед нами стоит задача сохранить все то, что в этой сфере уже наработано самими субъектами, но при этом мы должны развязать руки нашим регионам, наполнить их финансово, чтобы многе вопросы могли оперативно решаться на местах», - подчеркнул он.

Сегодня приграничное сотрудничество осуществляется на основе общих законодательных норм, регламентирующих международную торговую деятельность России. Однако приграничные территории ежедневно сталкиваются с рядом специфических особенностей: совместное со странами-соседями развитие производственной и иной инфраструктуры, включая связь и транспорт, приграничная торговля, трудовая миграция, бытовые связи населения, совместное решение вопросов экологии и природопользования, санэпидемиологических проблем и т.д. Большинство подобных вопросов должны оперативно решаться на месте. Вместе с тем правовая неурегулированность приводит к неправовым действиям, тем самым удобряя почву для распространения на этих территориях коррупции и криминала.

Иногда и вовсе доходит до абсурда. «У нас был случай, когда у жителя одной из курских приграничных деревень бык перешел границу с Украиной. В итоге из-за бюрократических проволочек животное две недели провело на таможне — в нескольких сотнях метров от своего жилища», - рассказал заместитель начальника управления ветеринарии Курской области Александр Епифанов.

Разрешить подобные недоразумения, а также способствовать привлечению приграничными территориями дополнительных инвестиций, реализации совместных проектов, задействуя при этом и федеральный, и местный потенциал, и призван новый закон. Во мнении, что необходимость его принятия уже назрела очень остро, - сошлись все участники круглого стола. Тем более, что Российская Федерация обладает уникальным потенциалом для развития приграничного сотрудничества, имея самую протяженную государственную границу - 61 тыс.км, и 39 приграничных субъектов (с учетом морских границ — 44).

Курская область как площадка для обсуждения данного законопроекта была выбрана неслучайно. С 1991 года она, как и многие другие субъекты РФ, стала приграничной. Протяженность ее границы с Сумской областью Украины составляет 279,95 км. Граница проходит по территории 6 районов. В настоящее время регионом накоплен значительный опыт межрегионального и приграничного сотрудничества в самых различных формах. «Прежде всего, это Соглашения о сотрудничестве, заключенные с регионами Украины, Республики Беларусь, Республики Молдова, Протокол о намерениях с Республикой Абхазия, Меморандум о торгово-экономическом сотрудничестве с Министерством экономики и регионального развития Республики Сербия. Успешным примером приграничного сотрудничества Курской и Сумской областей служит создание в 2007 году Еврорегиона «Ярославна». Ведется последовательная работа по установлению побратимских связей на уровне городов и районов. На сегодняшний день в рамках межрегиональных Соглашений о сотрудничестве заключено 22 Протокола об установлении связей и сотрудничества с муниципальными образованиями регионов Украины и Республики Беларусь», - рассказал губернатор Курской области Александр Михайлов.

Кроме того, в регионе есть примеры практически уникального приграничного сотрудничества. Например, более 10 лет в области проходит единственный в мире межгосударственный крестный ход - из Горнальского монастыря (Суджаснкий район) в Мирополье (Украина) с Пряжевской иконой Божьей Матери. В Глушковском районе с 1991 года работает Краснооктябрьская средняя школа, в которой на протяжении всех этих лет обучается около 20-25 детей с Украины. «Мы выдаем им наши аттестаты, потом они учатся в Курских вузах, мы кормим их, мы создаем для них все условия. Украинские коллеги все понимают и помогают в ремонтах и продуктами питания», - рассказал председатель Представительного Собрания Глушковского района Федор Отрохов.

Законодательные органы сопредельных государств также предпринимают активные действия по установлению двухсторонних отношений. «Сегодня мы имеем хорошие связи со своими коллегами из Сумской, Харьковской и Запорожской области Украины. В частности, заключено соглашение с Сумской Радой, в настоящее время специальная депутатская группа прорабатывает вопрос о дальнейшем расширении сотрудничества по различным направлениям», - сообщил председатель Курской областной Думы Александр Кичигин.

Однако сотрудничество на границе - это та сфера, где невозможно решить все проблемы на уровне регионального законодательства. Приходится сталкиваться с вопросами, отнесенным Конституцией не только к совместному ведению Российской Федерации и регионов, но и исключительно к ведению Российской Федерации. Один из самых острых - пересечение государственной границы.
«В настоящее время большое внимание мы планируем уделять развитию культурно-познавательного туризма. У нас немало общих культурных, духовных традиций, народных промыслов, и развивать этот туризм необходимо, конечно же, во взаимодействии с нашими соседями - украинцами. Но здесь возникает вопрос пересечения границ туристическими группами и, прежде всего, детьми», - отметил глава Суджанского района Николай Ильин.

Зачастую вопрос пересечения госграницы сопредельного государства имеет и ярко выраженную экономическую подоплеку. «У нас на сахарном заводе сегодня лежит 25 тысяч тонн глушковского сахара, и реализовать его очень трудно. Почему? Потому что железная дорога, которая идет от Глушков до Теткино, всего 30 км, пересекается небольшим кусочком Украины. У нас уже был случай, когда мы таким образом завезли на завод сахарный тростник, но в результате растоможки сырья конечная стоимость произведенной из него продукции оказалась такова, что предприятие сработало себе в убыток. Когда все подобные будут решены, только тогда мы сможем вести серьезные разговоры о каком-то экономическом сотрудничестве с сопредельными территориями», - рассказал Федор Отрохов.

В свою очередь, заведующая кафедрой экономической и социальной географии Курского государственного университета, доктор географических наук Людмила Попкова считает, что развитию приграничных экономических связей будет также способствовать установление особого режима для предприятий, традиционно-сотрудничающих с партнерами из соседних стран. «Я была свидетелем много раз, когда выгоднее было предприятию оказывать услуги или обмениваться продукцией внутри государства, нежели многочисленные бумаги собирать для того чтобы перевести товар за границу. Поэтому средствами решения этих проблем можно считать: освобождение от ввозных и вывозных пошлин; акцизных и других сборов; определение перечня продукция вывоз которых в пределах местных квот возможен без пошлин и на основе местных лицензий; обеспечить создание совместных предприятий и финансово промышленных групп; упростить таможенное оформление грузов переправляемых в соответствии с договорами, заключенными между предприятиями приграничных районов двух стран; создание гарантированных условий трансграничных взаимозачетов и взаиморасчетов; отсутствие препятствий для финансовых потоков, для чего необходимо учреждать специальные совместные банки. Это в области экономической сферы», - поделилась она.

По мнению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области Александра Бунакова, проект Закона о пригранич­ном сотрудничестве - это существенный шаг вперёд не только в дальней­шем развитии политических и экономических связей России с сопредель­ными государствами, но и тот документ, принятия которого, открывает широкие перспективы внедрения гуманитарных и социальных проектов, взаимодействия в области повышения уровня благополучия населения приграничных территорий, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия.

«Для нас, как для территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, со­трудничество с аналогичными территориальными структурами сопредель­ных государств, имеет первостепенное значение, прежде всего, с точки зрения вопросов санитарной охраны территории страны и санитарно-эпидемиологической безопасности населения области, ибо опасные ин­фекционные заболевания и массовые отравления не имеют границ. Пред­лагаемый законопроект в общих аспектах предусматривает возможность такого сотрудничества», - подчеркнул он.

По мнению Александра Бунакова, с принятием закона появляются легитимные возможности обеспече­ния взаимодействия заинтересованных служб и ведомств сопредельных регионов при возникновении эпидемических осложнений в приграничных территориях. «Закон о приграничном сотрудничестве также открывает новые горизонты в развитии приграничной торговли», - добавил руководитель Роспотребнадзора.

Пока же отсутствие законодательства и законодательно прописанных терминов, положений и понятий в приграничной сфере не позволяет, в частности, реализовать антикризисную инициативу Курской и Сумской области на участке границы Суджа (Курская область, Российская Федерация) – Юнаковка (Сумская область, Украина) по упрощению порядка таможенного оформления сельскохозяйственных товаров при перемещении через российско-украинскую границу физическими лицами.

В этой связи, по мнению участников круглого стола, целесообразно внести в указанный законопроект ряд изменений и дополнений. «Например, законом не определены механизмы и конкретные условия приграничной торговли. В этой связи необходимо, во-первых, определить, какие преимущества получают участники, работающие в режиме приграничной торговли. Здесь, вероятно, могут рассматриваться такие меры, как снижение или отмена пошлин на определенный перечень товаров, отмена квот на экспорт или импорт, если они существуют, упрощенный порядок прохождения таможенных процедур (по отдельным видам товаров) и др.Во-вторых, следует определить режим контроля за движением товаров и услуг, поступающих из-за рубежа или поставляемых за рубеж в режиме приграничной торговли. Иначе приграничная торговля может превратиться в «дыры» на границе, через которые будут пытаться ввозить и вывозить товары, не относящиеся к приграничной торговле, избегая при этом уплаты таможенных пошлин. В тоже время для создания благоприятных условий, которые привлекли бы инвесторов в приграничные регионы, в законопроекте должны быть четко сформулированы положения, определяющие инвестиционную политику в приграничье. Безусловно, в дальнейшем потребуется принятие региональных, межрегиональных и федеральных правовых актов в интересах дальнейшего развития приграничного сотрудничества, но несомненно, что рассматриваемый законопроект создаст необходимую правовую основу», - считает губернатор Александр Михайлов.

 В ходе круглого стола прозвучал еще целый ряд предложений соответствующих структур, которые, по словам Руслана Кондратова, будут обязательно учтены при доработке законопроекта. Кстати, принять его планируется не позднее конца 2010 года.

ЦФО, Курск

Важно и интересно

Видеоновости

закрыть