Рецензия на спектакль "Пришёл мужчина к женщине" (Драматический театр им. А. С. Пушкина)

Мечты сбываются правильно

- 04.03.2013 - Ирина Кореневская

2 октября 2011 года на Малой сцене Курского драматического театра имени А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля "Пришёл мужчина к женщине" по одноимённой пьесе Семёна Злотникова. В спектакле заняты заслуженный артист России Александр Швачунов и заслуженная артистка России  Галина Халецкая. И, несмотря на столь скромный состав, на протяжении двух часов, что длится спектакль, зрителям скучать не приходится.

Бытует мнение, что "возрастных" спектаклей практически не существует. Разумеется, на некоторые постановки не стоит приводить детей младшего возраста, так как им будет сложно понять, о чём спектакль, проникнуться им. А вот в обратном случае наоборот: взрослым на детские спектакли ходить не то, что желательно - иным просто обязательно.

Но также есть мнение о том, что у каждого из спектаклей - своя аудитория. Кто-то оценит определённую вещь, потому что переживал что-то сходное чувствам героя, либо теоретически способен его понять. Кто-то просто обогащает свою жизненную копилку сюжетом, развившимся на сцене. Ну а кто-то зевнёт и забудет о спектакле сразу после того, как выйдет из театра. Не потому что актёры напортачили, не потому что сюжет плохой. Просто зритель из другой аудитории.

Аудиторию спектакля "Пришёл мужчина к женщине", на мой взгляд, вычислить легко. Это женщины среднего возраста, женщины уже успевшие пройти стадию розовых очков, женщины, которые поняли, что мужчина - это не всегда принц на белом коне, женщины, которым этот принц уже и не нужен - пусть уж не мачо, зато свой, родной и тёплый. Ну, я не исключаю, что молодёжи он тоже понравится. Однако, в силу возраста они не проникнутся спектаклем в той же степени, что и старшее поколение. Ибо не было в их жизни ещё такого, не поймут - а что же в этом?.. Постарше - поймут. Так как это жизнь и она порой такая. Они знают.

Итак, есть она. Женщина. Уже не девочка, уже есть и жизненный опыт, и характер, привычки, предпочтения. Его только нет. Того, с кем можно по этой жизни идти, кому можно свой характер демонстрировать... И кого любить можно. А женщина без любви - это же цветок без аромата. Ненатурально и незачем.

Дина Галины Халецкой сразу западает в душу, какой-то очень знакомой она кажется, понятной. И даже невозможно представить в этой роли кого-то другого - настолько органично Галина Николаевна становится Диной Фёдоровной. Здесь она смотрится очень естественно.

Настолько естественно, что разделить актрису и персонаж во время спектакля не получалось.
Как сказал кто-то: "Спектакль получается тогда, когда сходятся в одной точке драматург, режиссёр и актёр". Вот в этом случае актёр, точнее актриса - придала такую цветность спектаклю, такую наполненность, что не понять, не проникнуться, остаться равнодушным - невозможно.

Халецкая, на мой взгляд, нарисовала замечательно характерный образ Женщины. Женщины сильной, но уставшей от одиночества. Ранимой, но неунывающей. Сочувствующей, но в то же время умеющей взять мужчину в стальные лапки. А с тем мужчиной, что к ней пришёл, иначе и нельзя.

Чего стоят её, такие правдивые, ироничные восклицания? Иногда создавалось впечатления, что автор написал их специально для неё.

" Виктор. Не надоест. Надоело!.. Я хочу, наконец, быть связанным. По рукам и ногам. Есть в этом доме…Свяжи меня по ногам… пожалуйста… крепко-крепко… чтобы ни шевельнуться!.. ни дернуться!.. ни рвануть!.. пойти, побежать не мог!.. Дина. Кто бы возражал. (Направляется к шкафу, достает поясок, связывает мужчину по ногам.)
Виктор (пока его связывают, отчаянно приговаривает). Так меня… так… меня надо… так надо… Только так со мной можно… так… Еще, еще, пожалуйста…
Дина. Со всеми вами так надо!"
Связать, чтобы не убежал, к себе привязать? А иначе ж с таким никак. Он ведь убежит, просто испугавшись - испортить жизнь ей, стать счастливым самому. И ошибётся, ошибётся ведь, но когда ещё поймёт это... Да и осознав - не исправит. Просто потому, что такой он.

"Виктор. Крылья почеши… Крылья, пожалуйста…
Дина. Какие крылья?
Виктор. Крылья ноздрей…
Дина. Так вот где у вас крылья находятся!"

Она действительно иронична, смешлива. А ещё она понимает, что мужчины - не ангелы, у них есть свои слабости. Но и крылья есть.

Дина - она вообще человек более практичный, чем Виктор. На мой взгляд. Редкий случай - обычно нам представляют романтически настроенную женщину и практичного мужчину. Тут всё наоборот. В принципе, учитывая возраст героини, это понятно: всё же она успела пожить и понять, что жизнь состоит не только из праздников и романтических мгновений, но и из вполне прозаичных будней.Она трезво смотрит на вещи. Понимает, что неказист он, конечно. Не боец, не то чтобы красавец... Несчастный. И кому он, по сути, кроме неё-то нужен? Быть может, она его в начале пожалела. Как бездомного котёнка. Пожалела, ну а потом - потом и симпатия появилась. Ведь ей, сильной, именно такой и нужен. Он же хороший.

А ему она нужна. Противоположности притягиваются.
Дина: «Удивляюсь я этим мужчинам, типично мужская привычка о смерти думать. Женщины никогда такими глупостями вот это место не забивают. Женщины только и думают: как самим жить, чтобы дети жили, да еще мужчина- подлец, который о смерти размышляет, – чтобы и он живой остался."

Как верно подмечено и как эмоционально это было сказано. И, правда - не до романтики тут.
Может возникнуть мысль: зачем ей, такой замечательной, нужен он? Ответов может быть много, вплоть до того, что любовь зла, что отчаялась. Но, как мне кажется, дело тут просто в том, что она в нём разглядела своего. Того, с кем готова идти дальше. И, хоть этого зрителю не показали, думается мне, он её выбор, её доверие оправдал на все сто процентов.

Перейдём же к Мужчине. Это - Александр Швачунов. В роли Виктора Петровича тоже сложно представить кого-то другого, так как дуэт Швачунова с Халецкой оказался очень гармоничным. Не потому что семейная пара - об этом как-то вообще не вспоминалось. А потому, что Александр Сергеевич прекрасно чувствует своего героя, знает его. И свою роль от и до прожил. Прожил так, что не верить ему в этой роли невозможно.

Швачунов в этой роли удивляет. После его блестящих работ комедийного и героического плана непривычно видеть такого простого, даже слегка затюканного персонажа. Однако Виктора Петровича он сыграл замечательно - и даже ассоциаций с другими ролями не возникло.

Понаблюдав за Виктором Петровичем, у меня возникло такое ощущение, что кризис среднего возраста у него присутствует как постоянное явление. Мысли о смерти его посещают, в себе не уверен, всё ищет ответы на какие-то вопросы... Проще надо быть, проще! Но если проще - это ведь уже не он будет. Трогательный, наивный в какой-то мере, беззащитный. Романтичный, чувствующий. В нём подкупает то, что он не боится обнажить свои мысли и чувства. Не боится быть слабым и в этом, да простите мне штампованность изречения, его сила.

Возможно, он нелеп. Но уж лучше быть таким нелепым, но настоящим, чем ладным, да фальшивым. Возможно, за эту-то честность Женщине он и понравился. Разглядела она в нём это.

И пусть он там что-то размышляет - она его размышления, будьте уверены, в нужное русло направит. А он - он обязательно сделает её счастливой. Иначе и быть не может. Он ведь всё понимает. Не может не понимать человек, который так сказал:

"Дни без любви – они… Я не знаю, что это такое – дни без любви… Бесплодные, бессмысленные, дурацкие… Их нельзя помнить, они – пустые… Ты знаешь, я хочу… пытаюсь вспомнить прошлое – не могу… пусто!.."

Ему понятие любовь - да, знакомо. И он умеет любить. Главное, чтобы он об этом вспомнил.
Смотришь на них - и сердце радуется: нашли друг друга. Тем удивительнее их ссора под самый финал, недоумение и сожаление, даже боль вызывает его уход. И до слёз радостно, тепло становится, когда понимаешь: всё у них ещё будет. Когда она бежит к нему и последним аккордом здесь звучит - "Вечная любовь". А какая ещё музыка тут может быть? Ведь любовь - она вечна, ведь ради неё мужчина пришёл к женщине, ради неё эти двое непохожих, но настолько родных нашли друг друга. Ведь любовь не позволила им расстаться.

А теперь о музыке. Всего три песни - но как замечательно они звучали в этом спектакле! И огромное спасибо за подбор музыкального оформления Галине Халецкой.

Здесь звучит и Salvatore Adamo - Tombe La Neige - ожидание для неё, мелодия надежды и самой капельки сомнения. И Charles Aznavour & Mireille Mathieu — Une vied'amour - вот что можно назвать практически гимном данной постановки. Песня, которая свела персонажей, сделала их ближе. Настолько невозможно прекрасная, она их "настроила на одну волну" и позволила друг друга рассмотреть. И, не было бы этой песни в спектакле - не так по-настоящему звучало бы происходящее.

И Юрий Антонов - Мечты сбываются. Эта песня, как мне кажется, очень хорошо передаёт настроение спектакля, является замечательной для него иллюстрацией: "Пусть о любви нечаянной кто-то сказать осмелится". Ну и, разумеется, сам припев "Мечта сбывается".

И, не могу не отметить, когда она зазвучала уже на поклонах - это был очень мощный заряд, как это сейчас говорят, позитива, весьма окрыляющее чувство, жизнеутверждающая точка в этой истории. Хотя, почему же точка? Многоточие! У героев впереди - множество счастливых моментов, исполнения желаний, радостей и огорчений (куда же без последних?).

А у зрителей - у зрителей своё многоточие и своя жизнь. В которой нет после просмотра сомнений в том, что мечты сбываются. Может, на первый взгляд, совсем и не так, как хотелось. Но правильно! Правильно мечты сбываются!

закрыть